Сезон 2013/14: 40 41 42 43 44 45 46 Все выпуски | ||||||||||
|
||||||||||
Премьера
Сергей Прокофьев «Война и мир» Постановка Грэма Вика Музыкальный руководитель и дирижёр: Валерий Гергиев Хэштег: #Война_и_мир_2014 Вторник, 15 июля, 19:00 Среда, 16 июля, 19:00
Во вторник, 15 июля
и среду, 16 июля
на новой сцене Мариинского театра (
«Что такое Война и Мир? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. Война и Мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», — писал Лев Толстой в 1868 году в предисловии, предваряющем первую публикацию произведения. В этих словах — отчётливое понимание автором уникальности своего сочинения, проявляющейся в жанровом синтезе, новаторском постижении истории, в поэтике, даже в неповторимом толстовском языке, с любовью к протяжённым предложениям и повторениям слов. Но эти же качества, как представляется, обеспечивают и по сей день неиссякаемый интерес и любовь читателей из самых разных стран и народов к «Войне и миру». Нет необходимости доказывать величие шедевра Толстого: оно было признано ещё при жизни автора. Обладая выдающимися литературными достоинствами, это произведение несло в себе также новый взгляд на русский народ, его историю и его героев (достаточно сказать, что именно позиция Толстого в отношении Кутузова, оппонирующая отрицательному мнению большинства историков того времени, стала впоследствии общепринятой; столь же радикально писатель разошёлся с предшественниками и современниками в оценке личности Наполеона). Особо стоит сказать о своеобразии «Войны и мира». Именно с ним, точнее, с трудностями, которые оно несло при музыкальном воплощении, столкнулся Сергей Прокофьев, когда еще в Процесс её решения растянулся на долгие годы, в течение которых Прокофьевым было создано пять редакций оперы (это единственный пример такого рода в его творчестве). По свидетельству Миры Мендельсон-Прокофьевой, жены композитора и соавтора-либреттиста «Войны и мира», последнюю точку в работе над оперой он поставил незадолго до смерти, изменив музыку арии Кутузова (арии в первой редакции не было). В окончательном (и наиболее полном) варианте опера состоит из двух частей и тринадцати картин. Первая часть — это воплощение мира, «сюита» лирических сцен и портретов героев. После премьеры первой части 12 июня 1946 года в Ленинградском Малом оперном театре оперу даже назвали «„Евгением Онегиным“ наших дней». Вторая — стихия войны, развёртывание героико-патриотического плана. Такой тип жанра, композиции и драматургии (соединение лирической драмы и эпоса, оперы и оратории) не имел и не мог иметь прецедента в оперной литературе, но, очевидно, позволил Прокофьеву сохранить и передать самое важное — дух и идею первоисточника. В романе реалии войны, её трагичность и грандиозный масштаб переданы через восприятие главных и второстепенных героев (в первую очередь князя Андрея, Николая Ростова, Пьера Безухова). Именно в этом Прокофьев нашёл ключ к решению проблемы сильнейшего контраста и, казалось бы, несоединимости двух частей оперы. Даже само вторжение войны происходит в момент острейшего конфликта, душевного кризиса Пьера, катастрофы в отношениях Наташи и князя Андрея. Вторая часть начинается ещё как драма человеческих отношений, но сразу расширяется до масштабов эпопеи. Лирические, личностно окрашенные эпизоды проникают в большинство военных сцен. Так, в восьмой картине («Бородинское поле перед сражением») соединяется эпический план и драма князя Андрея, продолжается сквозное развитие его образа (воспоминания о Наташе, диалог с Пьером и сцена с Кутузовым). В одиннадцатой картине («Улица Москвы») это краткие и очень экспрессивные монологи Пьера в сцене ожидания расстрела. Гениальная двенадцатая картина — свидание князя Андрея с Наташей (воспоминания, мысли о возможности любви и надежды на продолжение жизни), его смерть — воспринимается как арка к первым двум картинам оперы (первая встреча героев в Отрадном и их «вальс любви» на балу в доме екатерининского вельможи). Но эта же картина является и кодой-завершением всей сюжетно-образной линии первой части оперы. Тринадцатая картина выступает в качестве коды и второй части, и всей оперы. Её завершение — гимнический хор-апофеоз звучит как коллективное переживание и коллективная, народная оценка великих исторических событий. Наиболее активная работа Прокофьева над оперой проходила в годы Великой Отечественной войны. Это не могло не наложить сильного отпечатка на воплощение толстовского сюжета: искренний патриотизм Прокофьева обусловил акцентирование идеи героической борьбы с вражеским нашествием. Как писал композитор, ему «как-то по-особому стали близки страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона». Однако в органический, внутренне мотивированный творческий процесс вмешались власти в лице Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. Композитору настоятельно рекомендовали усилить драматическую и героико-патриотическую линии и изменить начало оперы. Прокофьев, более всего мечтавший увидеть «Войну и мир» на сцене (в полном виде при жизни композитора опера так и не была исполнена), согласился на переделки и ответил на требования властей, в том числе, гениальным хоровым Эпиграфом («Силы двунадесяти языков...»), музыка которого звучит одновременно архаично и остросовременно, несёт в себе в спрессованном виде и главный конфликт оперы — войны и мира, и предвосхищение победного конца. На этом мытарства Прокофьева и его оперы не закончились. Впереди была отмена премьеры второй части в Малом оперном (в 1947 году), разгромное обсуждение в том же театре после концертного исполнения второй половины оперы в новой редакции (4 декабря 1947 года), прошедшее в преддверии печально известного Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» и широко развернувшейся в стране кампании по борьбе с «формализмом». Спектакль был вновь запрещен, от композитора вновь потребовали множество переделок, в основном абсурдных и уничтожающих саму идею произведения. Одним из следствий разгрома оперы стало создание Прокофьевым сокращённой (с огромными купюрами) редакции «Войны и мира», которая, как надеялся композитор, все же могла бы быть принята к постановке. Однако спектакль так и не состоялся. В конце жизни Прокофьев подготовил новую, окончательную, редакцию, восстановив оригинальную композицию произведения. В таком виде опера была впервые издана в 1958 году. Первая постановка в двухчастном варианте состоялась в 1955 году в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра. За прошедшие десятилетия опера Прокофьева десятки раз была поставлена в театрах нашей страны и мира. Можно сказать, что присутствие в репертуаре того или иного театра сложнейшей партитуры Прокофьева — это не только дань уважения прекрасной музыке и её гениальному автору, но и своего рода знак качества, свидетельство музыкантской и артистической зрелости коллектива и его музыкального руководителя.
© Владимир Горячих
Грэм Вик рассказывает о своём спектакле:
На мой взгляд, опера Прокофьева — абсолютно самостоятельное произведение. Прокофьев отобрал те куски романа, которые ему были интересны, и выстроил сюжет по-своему. В первой части оперы изображен глубоко больной, умирающий мир пресыщенной аристократии, яркими представителями который являются Пьер и Андрей. Во второй части русское общество того времени показано с другой, положительной, стороны. В этой части аристократы — и Пьер, и Андрей — отвергают аристократию. Героем здесь выступает Кутузов, который ближе по духу к солдатам, чем к генералам. Таким же героем в этой части является каждый человек, втянутый в ужасную воронку войны и проявляющий в этих условиях свои лучшие качества. Для постановки я решил использовать только либретто оперы и её музыку — и выстроить действие на них и только на них. Персонажи, которых я создаю, словно сформированы некой ДНК, заложенной в самой музыке оперы. Я вырастил их, основываясь исключительно на материале оперы, а не на материале романа, поэтому вы вполне можете их не узнать. Когда вы приходите слушать оперу, то не обязаны приносить с собой глубинное знание тысячестраничного романа. В этом и состоит задача театра: создать произведение здесь и сейчас, перед зрителем. Это не урок истории, не экзамен на знание романа, который вы читали в школе; не имитация прекрасного фильма, который вы видели и который, в свою очередь, уже является интерпретацией великого режиссёра, отдаляющей вас от исходного текста. Происходящее в опере — тоже интерпретация, в основе которой лежит выбор композитора. Что-то он решает оставить, что-то убрать — это его прочтение. |
||||||||||
Квартет имени Бородина
Концертный зал Мариинского театра Вторник, 15 июля, 19:00
Во вторник, 15 июля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Квартет имени Бородина. Музыканты исполнят Струнный квартет № 1 Петра Чайковского,
III часть («Ноктюрн») из Струнного квартета № 2 Александра Бородина
и Струнный квартет «Смерть и девушка» Франца Шуберта.
Квартет имени Бородина — легендарный ансамбль с богатой историей, уникальное явление мировой музыкальной культуры — был основан в 1945 году, сменил несколько поколений музыкантов и бережно хранит традиции исполнения классического квартетного репертуара. Нынешний состав коллектива представляют Рубен Агаронян (первая скрипка), Сергей Ломовский (вторая скрипка), Игорь Найдин (альт) и Владимир Бальшин (виолончель). С января 2012 года Квартет имени Бородина регулярно выступает на сцене Концертного зала Мариинского театра. В предыдущем сезоне музыканты представили цикл струнных квартетов Брамса и Чайковского (помимо Петербурга они исполняли этот цикл в Бильбао, Брюсселе, Вене и Лондоне), а в нынешнем сезоне играли сочинения Шуберта. Концерт 15 июля предвосхищает серию мероприятий по случаю 70-летия со дня основания Квартета имени Бородина — этой темой будут отмечены выступления коллектива в следующем сезоне. |
Андрей Коробейников (фортепиано)
Сольный концерт Концертный зал Мариинского театра Среда, 16 июля, 19:00
В среду, 16 июля
с сольным концертом на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит пианист Андрей Коробейников. Он исполнит фантазию «Скиталец» Франца Шуберта,
Сонату № 23 («Аппассионата») Людвига ван Бетховена, пять пьес для фортепиано «Деревья» Яна Сибелиуса
и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
Это будет третье выступление пианиста в Концертном зале в нынешнем сезоне: в феврале он представил программу из сочинений Сергея Рахманинова, в которой провёл параллели с другим сочинением композитора — поэмой «Колокола», а в июне вместе с виолончелистом Александром Князевым играл сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича и Сезара Франка. |
|||||||||
Ансамбль ударных «Ренессанс перкашн»
Концертный зал Мариинского театра Пятница, 18 июля, 19:00
В пятницу, 18 июля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит ансамбль ударных инструментов «Ренессанс перкашн».
Ансамбль был создан в 2005 году. В его состав вошли артисты группы ударных инструментов Симфонического оркестра Мариинского театра. Дважды, в 2005 и 2012 годах, коллектив завоёвывал Первую премию Международного конкурса ансамблей им. С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург). В репертуаре «Ренессанс перкашн» присутствуют сочинения, в оригинале написанные для ударных инструментов, но приоритетным направлением в исполнительской деятельности коллектива является исполнение музыки русских и зарубежных классиков в переложениях для мелодических ударных инструментов, написанных участниками ансамбля Владиславом Ивановым и Арсением Шупляковым. В поисках нового звучания появились концертные номера с участием арфы и флейты, а также голоса. Так были написаны обработки известных вокальных циклов: «Любовь поэта» Роберта Шумана, «Вторая немецкая тетрадь» Валерия Гаврилина, «Песни» Габриэля Форе и др. Программу концерта 18 июля составят известные произведения в аранжировках для мелодических ударных инструментов — будут исполнены фрагменты из опер Моцарта, Вагнера и Прокофьева, фрагменты из инструментальных произведений Дебюсси, Грига, Свиридова и Чайковского, а также песни Форе и Рахманинова. |
Ансамбль «Каданс»
Программа «Времена года» Концертный зал Мариинского театра Суббота, 19 июля, 19:00
В субботу, 19 июля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит инструментальный ансамбль «Каданс»
в составе Акопа Джагацпаняна (гитара), Вараздата Хачумяна (скрипка), Меружана Еганяна (аккордеон),
Софи Микаелян (фортепиано) и Гургена Амиряна (контрабас). Музыканты представят программу «Времена года»,
в которой вместе с произведениями Астора Пьяццоллы и перекликающимися с ними танго Ришара Гальяно
и Вальтера Риоса будут исполнены сочинения армянских композиторов Комитаса, Арама Хачатуряна
и Арно Бабаджаняна.
Ансамбль «Каданс» был создан в феврале 2004 года несколькими выдающимися инструменталистами Армении для исполнения программы, составленной из произведений аргентинского композитора Астора Пьяцоллы. В настоящее время репертуар ансамбля составляют классические и всемирно известные современные музыкальные произведения различных композиторов, а также аранжировки и обработки традиционной и популярной музыки. В репертуаре «Каданса» есть ряд произведений, созданных современными армянскими композиторами и посвящённых ансамблю и отдельным его музыкантам. На сцене Концертного зала Мариинского театра коллектив впервые выступил в ноябре прошлого года. |
|||||||||
Армянский академический театр оперы и балета имени Спендиаряна (Ереван)
Арам Хачатурян «Гаянэ» Постановка Вилена Галстяна Мариинский театр Вторник, 22 июля, 19:30 Среда, 23 июля, 19:30
Во вторник, 22 июля
и среду, 23 июля
на сцене Мариинского театра выступит коллектив Армянского академического театра оперы и балета имени Спендиаряна. Главный театр Армении представит
балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Вилена Галстяна.
Армянский театр оперы и балета был основан в 1932 году, открытие состоялось в январе 1933 года. В 1938 году театру было присвоено имя выдающегося армянского музыканта и педагога Александра Спендиаряна, а в 1956 году театр получил почётное звание академического. У истоков создания театра стояли самые выдающиеся деятели армянской культуры: певцы Айкануш Даниелян, Шара Тальян, Леон Исецкий-Иоанисян и Александр Каратов; дирижёры Константин Сараджев, Георгий Будагян, Сурен Чарекян, Владимир Пирадов, Сергей Шатирян и Микаэл Тавризян; художники Мартирос Сарьян и Ара Арутюнян; режиссёры Аршак Бурджалян, Армен Гулакян, Леван Калантар и Вартан Аджемян; балетмейстер Илья Арбатов. На торжественном открытии театра была исполнена опера Александра Спендиаряна «Алмаст», либретто которой было создано на основе поэмы Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберда», основанной на народных сказаниях и легендах. Опера была принята как слушателями, так и критиками с большим воодушевлением, и с тех пор каждый свой сезон театр по традиции открывает этим спектаклем. Первой балетной постановкой стало «Лебединое озеро» Петра Чайковского в 1935 году. Благодаря открытию нового театра в Армении начали появляться оперные и балетные спектакли на народные темы. В 1939 году Арам Хачатурян сочинил музыку к первому армянскому балету «Счастье». Затем спектакль был переименован в «Гаянэ» — эта музыкальная версия была создана в 1942 году на либретто Константина Державина с хореографией Нины Анисимовой. В 1957 году партитура была существенно переработана. Впоследствии на основе музыки из сценической версии балета Хачатурян создал три сюиты для концертного исполнения. Пожалуй, наиболее известным музыкальным фрагментом стал «Танец с саблями» из заключительной части спектакля. Балет «Гаянэ», и по сей день являясь ярким примером сочетания народного и классического танцев, стал символом Армении. Спектакль в постановке народного артиста Армении Вилена Галстяна занимает особое место в репертуаре Армянского национального театра — артисты исполняли его в разных странах мира, и повсюду он неизменно пользовался огромным успехом у зрителей. За десятилетия в театре был создан обширный и разнообразный репертуар, поставлены лучшие оперные и балетные спектакли мирового и национального музыкального искусства. В разные годы руководителями театра были известные деятели искусств — певец и режиссёр Тигран Левонян и певец Гегам Григорян. В настоящее время главным дирижёром и музыкальным руководителем театра является заслуженный артист Республики Армения Карен Дургарян. Он будет дирижировать представлениями балета «Гаяне» на сцене Мариинского театра. |
||||||||||
|
||||||||||