Сезон 2013/14: 36 37 38 39 40 41 42 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 9 июня 2014 г.
Общее количество экземпляров: 107689
Мариинский театр
231-й сезон
Стартовавший на позапрошлой неделе 22-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» набрал большие обороты. Уже состоялась премьера новой постановки эпической оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы» и представление тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». По два раза были представлены балеты «Сильвия», «Конёк-Горбунок», «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка» и «Дон Кихот», а также «Сильфида» (при участии этуали балетной труппы Парижской национальной оперы Людмилы Пальеро). Насыщенными музыкальными программами пестрят симфонические концерты. В камерных залах Мариинского-2 проходят вечера камерной музыки самых разных жанров.

Этот выпуск информационного письма представляет вашему вниманию некоторые события второй половины июня: цикл сочинений Иоганнеса Брамса под управлением Валерия Гергиева (17, 23 и 26 июня), концерты Всероссийского юношеского симфонического оркестра (16 июня), пианистов Алексея Володина (18 июня), Вадима Холоденко (21 июня) и Рудольфа Бухбиндера (22 июня), альтиста Антуана Тамести (19 июня), скрипача Леонидаса Кавакоса и пианиста Николая Луганского (25 июня), оперы Джузеппе Верди в фестивальной афише («Аида», «Дон Карлос», «Трубадур» и «Макбет»), гастроли Шотландского балета (18 и 19 июня) и концертное исполнение оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» (22 июня). Желаем приятного чтения!
700px
Фрагмент фотографии 1883 года
Симфонии и концерты Иоганнеса Брамса
Симфонический оркестр Мариинского театра
Солисты: Сергей Хачатрян (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель), Рудольф Бухбиндер (фортепиано), Леонидас Кавакос (скрипка)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 17 июня, 20:00
Понедельник, 23 июня, 20:00
Четверг, 26 июня, 19:00
В трёх концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева при участии знаменитых инструменталистов исполнит сочинения Иоганнеса Брамса. Во вторник, 17 июня будут сыграны Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром (солисты Сергей Хачатрян и Нарек Ахназарян) и Третья симфония. В понедельник, 23 июня будут исполнены Второй фортепианный концерт (солист Рудольф Бухбиндер) и Четвёртая симфония. В четверг, 26 июня будут сыграны Скрипичный концерт (солист Леонидас Кавакос) и Четвёртая симфония.

В своей музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа — бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, весёлого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой усталого, мудрого и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к позитивному разрешению конфликтов, к опоре на устойчивые и вечные ценности человеческой жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, в искусстве великих мастеров прошлого, в культурной традиции своей родины, в простых людских радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости гармонии и нарастающих трагических противоречиях.

Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром, написанный в 1887 году, хронологически завершает в творчестве Брамса череду масштабных произведений с участием симфонического оркестра: четырёх симфоний, трёх инструментальных концертов (двух для фортепиано и одного для скрипки), двух оркестровых «Серенад», двух симфонических увертюр и «Вариаций на тему Гайдна». В Двойном концерте можно услышать буквально всё, что характерно для великого композитора-романтика: масштабную мастерскую оркестровку, красивые, задушевные мелодии, внешнюю сдержанность, и при этом невероятное внутреннее напряжение и страстность.

Второй фортепианный концерт, написанный в 1881 году, достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера «feierlich» (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.

Скрипичный концерт, единственный в творческом наследии Брамса, был сочинён летом 1878 года в Пертшахе, небольшом городе на юге Австрии, в котором предыдущим летом композитор работал над Второй симфонией, а в концерте возвратился к её образам и тональности. Как и Вторая симфония, Концерт для скрипки с оркестром проникнут типично брамсовской атмосферой светлой торжественности, которую не нарушают вторгающиеся время от времени в движение музыки драматические образы. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических образов, в финале композитор погружается в стихию венгерского народного танца.

Симфонии принесли Брамсу подлинную славу. Они отражают разные аспекты его мироощущения. Величие возводимых Брамсом зданий не исключает общей глубокой лиричности тона, присущей всем симфониям и являющейся «главной тональностью» его музыки.

Третья симфония, написанная в 1883 году, — самая романтичная из всего цикла — проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед «вечной красой» природы, светлого и ясного утра. Оригинальна драматургия симфонии: от патетической, тревожной, но всё же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Направленность цикла Третьей симфонии — от скорби к утверждению радости. Такой путь — от мажора к минору — вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX столетия.

Четвёртая симфония, написанная в 1884–85 годы, — венец брамсовского симфонизма — развивается, по определению Ивана Соллертинского, «от элегии к трагедии». Симфония значительно отличается от предшественниц, хотя и в ней получает воплощение основной принцип Брамса — сочетание традиций романтизма и классицизма. Финал Четвёртой симфонии покоряет своим душевным величием и выражением непреклонной мужественности.
Участвующие в брамсовской серии пианист Рудольф Бухбиндер и скрипач Леонидас Кавакос выступят также в концертах камерной музыки на сцене Концертного зала Мариинского театра.
340px
© Marco Borggreve
Рудольф Бухбиндер (фортепиано)
Солисты Симфонического оркестра Мариинского театра
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 22 июня, 19:00
В воскресенье, 22 июня пианист Рудольф Бухбиндер и солисты Симфонического оркестра Мариинского театра исполнят фортепианные квинтеты Роберта Шумана и Антонина Дворжака.
340px
© Yannis Bournias, © D.R.
Леонидас Кавакос (скрипка)
Николай Луганский (фортепиано)
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 25 июня, 19:00
В среду, 25 июня скрипач Леонидас Кавакос и пианист Николай Луганский сыграют сонаты для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса, Отторино Респиги и Леоша Яначека, а также Концертный дуэт для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского.
340px
© Олег Начинкин
Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Солисты: Юрий Башмет (альт), Александр Чайковский (фортепиано)
Дирижёры: Юрий Башмет, Клаудио Ванделли
Концертный зал Мариинского театра
Понедельник, 16 июня, 19:00
В понедельник, 16 июня на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Всероссийский юношеский симфонический оркестр, созданный в 2012 году по инициативе Юрия Башмета. В первый состав оркестра вошли 79 юных музыкантов в возрасте от 9 лет до 21 года из 28 городов России. Оркестр сформирован на основе уникального по своей идее и масштабам всероссийского конкурса исполнителей классической музыки и не имеет аналогов в России. В феврале 2014 года Всероссийский юношеский симфонический оркестр принял участие в торжественной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

В программе петербургского концерта — «Рассвет на Москва-реке» Модеста Мусоргского (вступление к опере «Хованщина») и Пятая симфония Петра Чайковского (дирижёр Юрий Башмет), а также Второй концерт для альта и солирующего фортепиано «Этюды в простых тонах» Александра Чайковского (солисты Юрий Башмет и Александр Чайковский, дирижёр Клаудио Ванделли).
340px
© Marco Borggreve
Алексей Володин (фортепиано)
Сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 18 июня, 19:00
В среду, 18 июня на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит пианист Алексей Володин. В программе — «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, «Отражения» Мориса Равеля и Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.

Один из самых ярких представителей русской фортепианной школы, виртуоз и мыслитель, Алексей Володин обладает собственным исполнительским стилем, в котором нет места расчёту на внешний эффект. Его игра отличается чёткостью, выдержанностью манеры исполнения произведений различных стилей и эпох. Петербуржец по происхождению, Алексей Володин выступает на сцене Концертного зала Мариинского театра практически с первых дней его открытия. В нынешнем сезоне в его выступлениях преобладает музыка композиторов-романтиков: в ноябре он выступил с сольным концертом из сочинений Шопена, в декабре играл Шуберта (в сольном концерте и с музыкантами Квартета им. А.П. Бородина), а в апреле удивил слушателей исполнением всех пяти фортепианных концертов Бетховена в течение одного вечера.
340px
Джузеппе Верди
«Аида»
Постановка Алексея Степанюка (1998 г.)
Мариинский театр
Пятница, 13 июня, 19:00
Четверг, 24 июля, 19:00
«Дон Карлос»
Постановка Джорджо Барберио Корсетти (2012 г.)
Мариинский театр
Воскресенье, 15 июня, 19:00
Суббота, 21 июня, 19:00
«Трубадур»
Постановка Пьера Луиджи Пицци (2013 г.)
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 19 июня, 19:00
Понедельник, 7 июля, 19:00
«Аида»
Постановка Даниэле Финци Паски (2011 г.)
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 20 июня, 19:00
Вторник, 24 июня, 19:00
«Макбет»
Постановка Дэвида Маквикара (2001 г.)
Мариинский театр
Четверг, 26 июня, 19:30
Суббота, 28 июня, 19:30
«Макбет»
Концертное исполнение
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 29 июля, 19:00
Помимо уже исполненной оперы «Отелло» (2 июня), в афишу 22-го Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» вошли ещё четыре оперы Джузеппе Верди в постановках разных лет.

В пятницу, 13 июня и четверг, 24 июля на сцене Мариинского театра будет представлена опера «Аида» в классической постановке Алексея Степанюка (1998 г.) и возобновлённых декорациях Петра Шильдкнехта. Спектакль нисколько не утратил своей свежести, а великолепные декорации с египетскими храмами, сфинксами и пальмами ласкают взгляд зрителя, привыкшего к серому петербургскому небу. В фестивальных представлениях «Аиды» выступят звёзды мировой оперной сцены: партию Амнерис в спектакле 13 июня исполнит меццо-сопрано Анна Смирнова, а партию Аиды в спектакле 24 июля — сопрано Мария Гулегина.

Опера «Аида» будет представлена также на сцене Концертного зала Мариинского театра в пятницу, 20 июня и вторник, 24 июня — в постановке Даниэле Финци Паски (2011 г.). Спектакль был поставлен специально для сценического пространства Концертного зала. Как и во многих постановках Финци Паски и основанного им Театра Сунил, в «Аиде» сочетаются актёрская игра, акробатика и танец, используются броские световые эффекты (для воплощения которых устанавливается специальный механизм) и выразительные костюмы. По замыслу режиссёра, спектакль обращает взгляд зрителя на сюжет оперы с непривычной стороны, призывая к добру, миру и жизни без войны и насилия.

В воскресенье, 15 июня и субботу, 21 июня на сцене Мариинского театра будет представлена опера «Дон Карлос» в постановке Джорджо Барберио Корсетти (2012 г.). Опера идёт в полновесной пятиактной авторской редакции (так называемой «моденской» редакции 1886 года). Зрители отмечают необычайно красивые костюмы всех без исключения персонажей оперы (художник по костюмам Кристиан Тараборелли). Для этой постановки их пошито более трёхсот. Центральную басовую партию — Филиппа II — исполнят ведущие солисты Мариинского театра Ильдар Абдразаков (15 июня) и Михаил Петренко (21 июня). В партии Принцессы Эболи выступят приглашённые солистки — меццо-сопрано Елена Максимова (15 июня) и Екатерина Губанова (21 июня). Спектаклем 15 июня будет дирижировать Валерий Гергиев.

В четверг, 19 июня и понедельник, 7 июля на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлена опера «Трубадур» в постановке Пьера Луиджи Пицци (2013 г.), премьера нынешнего сезона. Опера славится весьма изысканным содержанием, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Это типичная романтическая драма с запутанной интригой и кровавой развязкой, с непременными поединками, мщениями, ядом и роковыми тайнами. Накал страстей в «Трубадуре» не ослабевает ни на минуту. Музыка оперы богата красивыми, свободно льющимися мелодиями, близкими к народным напевам. Спектаклем 19 июня будет дирижировать Валерий Гергиев. В партии Леоноры выступит ведущая солистка Мариинского театра Татьяна Сержан. В спектакле 7 июля партию Азучены исполнит Екатерина Семенчук.

В четверг, 26 июня и субботу, 28 июня на сцене Мариинского театра будет представлена опера «Макбет» в постановке Дэвида Маквикара (2001 г.). В «Макбете», который относится к раннему периоду творчества Верди, композитор поставил перед собой новые задачи: передать душевные порывы героев средствами декламации и актёрской игры. Опера достаточно близка к тексту пьесы Шекспира, хотя есть и некоторые расхождения. Постановку Дэвида Маквикара отличает внешняя простота декораций, а режиссура идеально передаёт зловещий дух пьесы Шекспира, помещая в фокус внутреннюю драму каждого из героев. Спектаклями 26 и 28 июня будет дирижировать знаменитый американский дирижёр Джеймс Конлон. Партию Леди Макбет, в которой соединены черты ариозо и речитатива, исполнит Татьяна Сержан.

Опера «Макбет» будет представлена также в концертной версии на сцене Концертного зала Мариинского театра во вторник, 29 июля. Концертным исполнением оперы будет дирижировать Валерий Гергиев, партию Леди Макбет исполнит Людмила Монастырская, Банко — Ильдар Абдразаков.
Шотландский балет (Глазго)
«Шотландский перепляс» Мэтью Боурна
Мариинский театр
Среда, 18 июня, 19:00
Четверг, 19 июня, 19:00
В среду, 18 июня и четверг, 19 июня на сцене Мариинского театра выступит труппа Шотландского балета из Глазго. Артисты представят «Шотландский перепляс» — «маленький романтический балет», впервые поставленный в 1994 году лауреатом Премии Оливье Мэтью Боурном. Идущий только на сцене Шотландского балета, этот спектакль является оригинальной и остроумной переделкой классического романтического балета «Сильфида» (музыка Хермана Левенскьольда), поставленной в духе «особого шотландского юмора». В основе сюжета «Шотландского перепляса» проделки Джеймса — молодого шотландца, у которого на уме только любовные интрижки, секс и рок-н-ролл. Не успев жениться на своей любимой девушке Эффи, он попадает под чары соблазнительной готической феи. Его любовь к странной и прекрасной сильфиде становится настоящим наваждением. Он отправляется в странствие, которое приводит его в злачные места и ночные клубы Глазго. Здесь он обнаруживает нереальный волшебный мир, в котором полностью отсутствуют какие-либо причинно-следственные связи.

Представления «Шотландского перепляса» на сцене Мариинского театра пройдут в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова и Перекрёстного Года культуры Великобритании и России 2014.
340px
© Andy Ross
340px
© Andy Ross
340px
© Eric Larrayadieu / Naïve
Антуан Тамести (альт)
Сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 19 июня, 19:00
В четверг, 19 июня на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит альтист Антуан Тамести. Программу концерта составят альтовые переложения Первой, Третьей и Пятой виолончельных сюит Иоганна Себастьяна Баха, а также фрагменты из альтовых сонат Дьёрдя Лигети и Пауля Хиндемита. Запись трёх сюит Баха, сделанная альтистом на студии Naïve Records и вышедшая в ноябре 2012 года, была названа журналом BBC Music Magazine «волшебной» и получила отметку в пять звёзд. Концерт станет первым выступлением Антуана Тамести на сцене Концертного зала.
340px
© Анна Чоботова
Вадим Холоденко (фортепиано)
Сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 21 июня, 19:00
В субботу, 21 июня на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит пианист Вадим Холоденко, победитель XIV Международного фортепианного конкурса им. Вана Клиберна (июнь 2013 г.), ставший открытием и сенсацией конкурса. В программе — сочинения Николая Метнера, Милия Балакирева, Иоганнеса Брамса и Ференца Листа. В начале нынешнего сезона Вадим Холоденко выступил на сцене Концертного зала в трёх концертах, сыграв сочинения русских и западноевропейских классиков.
700px
Автограф титульного листа партитуры оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», © Schott Music GmbH & Co. KG, Mainz, Germany
Премьера фестиваля «Звёзды белых ночей»
Родион Щедрин «Боярыня Морозова»
Русская хоровая опера в двух частях (концертное исполнение)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 22 июня, 18:00
В воскресенье, 22 июня на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет исполнена опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» Русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных прозвучит в исполнении артистов оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы — «Очарованный странник» (2002 г.), «Боярыня Морозова» (2006 г.) и «Левша» (2012–13 гг.) — Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счёт количества, но, прежде всего, благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к «вечным» и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, её ценности и цене, о душе и вере, о России, её народе и властях, её радостях и бедах.

«Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой») — «русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных». Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трёх исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра).

Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра — «Страстями» Иоганна Себастьяна Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, непоименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

Можно провести параллель и к другому знаменитому произведению — картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г.), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ — и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим — и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова — это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В Житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстаёт и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут...»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты её образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну.

Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории ещё не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин — отчётливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссёрского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждёт в будущем лёгкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века.

Родиона Щедрина и Мариинский театр связывают давние и плодотворные отношения: здесь звучат его оперы и балеты, симфоническая и камерно-инструментальная музыка. В честь Щедрина назван один из камерных залов в Мариинском-2. В свою очередь композитор посвятил свою последнюю оперу «Левша» Валерию Гергиеву, зашифровав в партитуре музыкальную монограмму его имени и фамилии (опера в постановке Алексея Степанюка под управлением Валерия Гергиева будет представлена на сцене Мариинского-2 в пятницу, 27 июня).
© Владимир Горячих
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша июня
— Афиша июля
— Афиша августа
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
— 17 февраля 2014 г.
— 24 февраля 2014 г.
— 3 марта 2014 г.
— 10 марта 2014 г.
— 17 марта 2014 г.
— 24 марта 2014 г.
— 31 марта 2014 г.
— 7 апреля 2014 г.
— 14 апреля 2014 г.
— 21 апреля 2014 г.
— 28 апреля 2014 г.
— 5 мая 2014 г.
— 12 мая 2014 г.
— 19 мая 2014 г.
— 26 мая 2014 г.
— 2 июня 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru