Сезон 2013/14: 36 37 38 39 40 41 42 Все выпуски | |||||||||
Симфонии и концерты Иоганнеса Брамса
Симфонический оркестр Мариинского театра Солисты: Сергей Хачатрян (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель), Рудольф Бухбиндер (фортепиано), Леонидас Кавакос (скрипка) Дирижёр: Валерий Гергиев Концертный зал Мариинского театра Вторник, 17 июня, 20:00 Понедельник, 23 июня, 20:00 Четверг, 26 июня, 19:00
В трёх концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра Симфонический оркестр Мариинского театра
под управлением Валерия Гергиева при участии знаменитых инструменталистов исполнит сочинения Иоганнеса Брамса.
Во вторник, 17 июня
будут сыграны Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром
(солисты Сергей Хачатрян и Нарек Ахназарян) и Третья симфония.
В понедельник, 23 июня
будут исполнены Второй фортепианный концерт (солист Рудольф Бухбиндер)
и Четвёртая симфония.
В четверг, 26 июня
будут сыграны Скрипичный концерт (солист Леонидас Кавакос)
и Четвёртая симфония.
В своей музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа — бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, весёлого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой усталого, мудрого и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к позитивному разрешению конфликтов, к опоре на устойчивые и вечные ценности человеческой жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, в искусстве великих мастеров прошлого, в культурной традиции своей родины, в простых людских радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости гармонии и нарастающих трагических противоречиях. Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром, написанный в 1887 году, хронологически завершает в творчестве Брамса череду масштабных произведений с участием симфонического оркестра: четырёх симфоний, трёх инструментальных концертов (двух для фортепиано и одного для скрипки), двух оркестровых «Серенад», двух симфонических увертюр и «Вариаций на тему Гайдна». В Двойном концерте можно услышать буквально всё, что характерно для великого композитора-романтика: масштабную мастерскую оркестровку, красивые, задушевные мелодии, внешнюю сдержанность, и при этом невероятное внутреннее напряжение и страстность. Второй фортепианный концерт, написанный в 1881 году, достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера «feierlich» (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера. Скрипичный концерт, единственный в творческом наследии Брамса, был сочинён летом 1878 года в Пертшахе, небольшом городе на юге Австрии, в котором предыдущим летом композитор работал над Второй симфонией, а в концерте возвратился к её образам и тональности. Как и Вторая симфония, Концерт для скрипки с оркестром проникнут типично брамсовской атмосферой светлой торжественности, которую не нарушают вторгающиеся время от времени в движение музыки драматические образы. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических образов, в финале композитор погружается в стихию венгерского народного танца. Симфонии принесли Брамсу подлинную славу. Они отражают разные аспекты его мироощущения. Величие возводимых Брамсом зданий не исключает общей глубокой лиричности тона, присущей всем симфониям и являющейся «главной тональностью» его музыки. Третья симфония, написанная в 1883 году, — самая романтичная из всего цикла — проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед «вечной красой» природы, светлого и ясного утра. Оригинальна драматургия симфонии: от патетической, тревожной, но всё же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Направленность цикла Третьей симфонии — от скорби к утверждению радости. Такой путь — от мажора к минору — вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX столетия. Четвёртая симфония, написанная в 1884–85 годы, — венец брамсовского симфонизма — развивается, по определению Ивана Соллертинского, «от элегии к трагедии». Симфония значительно отличается от предшественниц, хотя и в ней получает воплощение основной принцип Брамса — сочетание традиций романтизма и классицизма. Финал Четвёртой симфонии покоряет своим душевным величием и выражением непреклонной мужественности.
Участвующие в брамсовской серии пианист Рудольф Бухбиндер и скрипач Леонидас Кавакос
выступят также в концертах камерной музыки на сцене Концертного зала Мариинского театра.
|
|||||||||
Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Солисты: Юрий Башмет (альт), Александр Чайковский (фортепиано) Дирижёры: Юрий Башмет, Клаудио Ванделли Концертный зал Мариинского театра Понедельник, 16 июня, 19:00
В понедельник, 16 июня
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Всероссийский юношеский симфонический оркестр,
созданный в 2012 году по инициативе Юрия Башмета. В первый состав оркестра вошли 79 юных музыкантов в возрасте от 9 лет
до 21 года из 28 городов России. Оркестр сформирован на основе уникального по своей идее и масштабам всероссийского конкурса исполнителей
классической музыки и не имеет аналогов в России. В феврале 2014 года Всероссийский юношеский симфонический оркестр принял участие в торжественной
церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
В программе петербургского концерта — «Рассвет на Москва-реке» Модеста Мусоргского (вступление к опере «Хованщина») и Пятая симфония Петра Чайковского (дирижёр Юрий Башмет), а также Второй концерт для альта и солирующего фортепиано «Этюды в простых тонах» Александра Чайковского (солисты Юрий Башмет и Александр Чайковский, дирижёр Клаудио Ванделли). |
Алексей Володин (фортепиано)
Сольный концерт Концертный зал Мариинского театра Среда, 18 июня, 19:00
В среду, 18 июня
на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит пианист Алексей Володин.
В программе — «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, «Отражения» Мориса Равеля
и Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.
Один из самых ярких представителей русской фортепианной школы, виртуоз и мыслитель, Алексей Володин обладает собственным исполнительским стилем, в котором нет места расчёту на внешний эффект. Его игра отличается чёткостью, выдержанностью манеры исполнения произведений различных стилей и эпох. Петербуржец по происхождению, Алексей Володин выступает на сцене Концертного зала Мариинского театра практически с первых дней его открытия. В нынешнем сезоне в его выступлениях преобладает музыка композиторов-романтиков: в ноябре он выступил с сольным концертом из сочинений Шопена, в декабре играл Шуберта (в сольном концерте и с музыкантами Квартета им. А.П. Бородина), а в апреле удивил слушателей исполнением всех пяти фортепианных концертов Бетховена в течение одного вечера. |
||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Антуан Тамести (альт)
Сольный концерт Концертный зал Мариинского театра Четверг, 19 июня, 19:00
В четверг, 19 июня
на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит альтист Антуан Тамести.
Программу концерта составят альтовые переложения Первой, Третьей и Пятой виолончельных сюит Иоганна Себастьяна Баха,
а также фрагменты из альтовых сонат Дьёрдя Лигети и Пауля Хиндемита.
Запись трёх сюит Баха, сделанная альтистом на студии Naïve Records и вышедшая в ноябре 2012 года, была названа журналом
BBC Music Magazine «волшебной» и получила отметку в пять звёзд.
Концерт станет первым выступлением Антуана Тамести на сцене Концертного зала.
|
Вадим Холоденко (фортепиано)
Сольный концерт Концертный зал Мариинского театра Суббота, 21 июня, 19:00
В субботу, 21 июня
на сцене Концертного зала Мариинского театра с сольным концертом выступит пианист Вадим Холоденко,
победитель XIV Международного фортепианного конкурса им. Вана Клиберна (июнь 2013 г.), ставший открытием и сенсацией конкурса.
В программе — сочинения Николая Метнера, Милия Балакирева,
Иоганнеса Брамса и Ференца Листа. В начале нынешнего сезона
Вадим Холоденко выступил на сцене Концертного зала в трёх концертах, сыграв сочинения русских и западноевропейских классиков.
|
||||||||
Автограф титульного листа партитуры оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», © Schott Music GmbH & Co. KG, Mainz, Germany
Премьера фестиваля «Звёзды белых ночей»
Родион Щедрин «Боярыня Морозова» Русская хоровая опера в двух частях (концертное исполнение) Дирижёр: Валерий Гергиев Воскресенье, 22 июня, 18:00
В воскресенье, 22 июня
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет исполнена опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова»
Русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных прозвучит в исполнении артистов оперы,
хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы — «Очарованный странник» (2002 г.), «Боярыня Морозова» (2006 г.) и «Левша» (2012–13 гг.) — Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счёт количества, но, прежде всего, благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к «вечным» и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, её ценности и цене, о душе и вере, о России, её народе и властях, её радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой») — «русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных». Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трёх исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра — «Страстями» Иоганна Себастьяна Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, непоименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц. Можно провести параллель и к другому знаменитому произведению — картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г.), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ — и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей. Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим — и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова — это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В Житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстаёт и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут...»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты её образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории ещё не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин — отчётливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссёрского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждёт в будущем лёгкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века. Родиона Щедрина и Мариинский театр связывают давние и плодотворные отношения: здесь звучат его оперы и балеты, симфоническая и камерно-инструментальная музыка. В честь Щедрина назван один из камерных залов в
© Владимир Горячих
|
|||||||||