Сезон 2013/14: 31 32 33 34 35 36 37 Все выпуски | |||||||
Сергей Прокофьев «Семён Котко»
Впервые на новой сцене Вторник, 13 мая, 19:00 Среда, 14 мая, 19:00
Во вторник 13 мая
и среду, 14 мая
на новой сцене Мариинского театра (
Опера по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» была задумана Прокофьевым как сочинение на советский сюжет. Вероятно, его прежде всего привлекла возможность использовать воспоминания детства, проведённого в украинской усадьбе. В этой опере композитор воспроизвёл украинский строй чувств, украинский тип общения, мягкость, томность, благовоспитанность южного села. Содержание «Семёна Котко» многогранно — живые зарисовки красочного сельского быта, яркая национальность словно выхваченных из жизни образов сочетаются с глубоким психологизмом, подчас приобретающим трагедийное звучание. Постановка 1999 года побила рекорды На этом спектакле глаз не отдыхает ни секунды. Достаточно агрессивная среда сцены заполоняет сознание. Уродливые контуры паровозов, искорёженных рельсов, вздыбленная «земля» виртуального пространства оперы, «живой» свет (художник по свету Глеб Фильштинский) — всё напоминает об ином, возможно, нечеловеческом, но реально и грозно существующем измерении. Излом истории показан через излом вещей. Сценический образ оперы — воплощённая деформация — создает иллюзию сюрреализма самой сценической жизни. Музыка здесь воспринимается как механизм — главный мотор действия. На заднем плане размещён символ времени в виде рабоче-крестьянского метронома — раскачивающегося маятника-молота внутри серпа. Слово, музыка, образ и действие сливаются на равных правах в едином ритме (сам композитор в 1939 году говорил, что, сочиняя «Семёна Котко», он «боится остановить движение хотя бы на пять минут, чтобы дать певцу спеть арию»). Режиссёром первой постановки оперы на сцене московского Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко должен был стать Всеволод Мейерхольд. После его ареста Прокофьев обратился к Сергею Эйзенштейну, находившемуся тогда в Средней Азии на съемках неосуществленного фильма «Большой Ферганский канал». В итоге режиссёром выступила Серафима Бирман. Впрочем, кто бы ни взялся за постановку оперы вернувшегося с Запада в «Эсэсэсэрию» Прокофьева, избежать «оздоровляющей» критики товарищей по партии никому бы не удалось. Тень Мейерхольда витает над спектаклем Александрова 1999 года. Колоритные костюмы постановки 1999 года, выполненные Галиной Соловьёвой, усиливают ощущение полной ирреальности времени и пространства, хотя все главные персонажи выдержаны в реальном историческом стиле. Демобилизованный солдат Котко, матрос Царёв, председатель сельсовета Ременюк, обер-лейтенант фон Вихров имеют все полагающиеся по штату регалии. Иначе с массами. Красноармейцы выходят в будёновках, у которых макушка вытянута, как на колпаках куклуксклановцев. Немцы с отравляющими газами выползают в противогазах, как «зловещие мертвецы» или вуду. Длинные шланги-змеи, тянущиеся из-под земли, напоминают гибридных змей-драконов из повести Булгакова «Роковые яйца». Оперой движет сонм символов, фантомов из кошмарных сновидений советского историка. Сценограф Семён Пастух в одном из интервью признался, что в процессе работы представлял себе «Сталкера» Тарковского и «Котлован» Платонова. Эти параллели работают, хотя «Семён Котко» явно меньше связан с мистикой Тарковского, чем с эпическим гротеском Замятина и Платонова, с беспристрастным «державным раблезианством» их прозы 1920−30-х годов с её психоанализом пубертатно-ювенильных проблем роста Страны Советов. Режиссёр и сценограф провели свой спектакль через все жанры: начали как суровую драму, окрасили лирическим настроением и колоритным юмором, увлекли в объятия романтической поэмы, подтолкнули к трагедийной кульминации, повернули в русло ироничного парафраза оптимистической трагедии, привели к абсурдистскому фарсу финала. И оказалось, что музыка Прокофьева спровоцировала все эти повороты, совершенно не сопротивляясь самым острым сценическим решениям. Коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева давал спектакль «Семён Котко» на гастролях в Лондоне, Москве и Нью-Йорке. В концертном исполнении опера звучала в Вене (где была сделана её аудиозапись), Роттердаме, Мадриде и Эдинбурге ( |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Мариинский театр Суббота, 17 мая, 19:30
В субботу, 17 мая
на сцене Мариинского театра состоится гала-концерт балета в честь выдающейся советской, российской балерины, педагога, народной артистки СССР
Нинели Кургапкиной (1929 — 2009).
В созвездии балерин Мариинского театра, когда он именовался Кировским, Нинелла Александровна Кургапкина слыла непревзойденной виртуозкой, которой были подвластны решительно все секреты знаменитого вагановского класса. Практически любая из исполняемых ею партий могла служить иллюстрацией учебника по классическому балету и была не сухим приложением к описанным там урокам, но совершенным выражением красоты и совершенства искусства балерины. Кургапкина выступала на протяжении тридцати четырёх лет, с 1947 по 1981 год, и восхищала современников стабильностью отточенного и самодостаточного танца. Ученица Вагановой, она, однако, далеко не сразу заняла лидирующее положение в труппе, но освоив весь ведущий репертуар, вела его уверенно и победно на протяжении трёх десятилетий. Артистка крупной и чёткой выразительной формы, Нинель Кургапкина «вычитывала» художественный образ из самой танцевальной структуры: хореографическая лексика становилась её главным «словом» на сцене, и любые вибрации души подчинялись исключительно танцу, в котором никаких трудностей для Кургапкиной не существовало. О танцевальном чистописании Нинели Кургапкиной в Мариинском театре до сих пор ходят легенды: ей не было равных в фуэте, в искусстве стремительных и совершенных по форме вращений, из которых она выходила ликующей победительницей с непременно острой и изящной точкой в финале; удивительно правильные высокие прыжки Кургапкиной тоже «ликовали», а непревзойденный балеринский апломб в её танце равнялся редкому женскому шарму. Нинель Кургапкина стала первой партнёршей Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова, и многие её профессиональные умения в дебютах обоих сослужили свою службу: её балеринский опыт заведомо гарантировал успех любому дуэту. С Нуреевым прерванные партнерские отношения возобновились спустя многие годы, когда он незадолго до смерти ставил в Парижской Опере «Баядерку» и просил Нинель Кургапкину стать его ассистентом. Завершив карьеру балерины, Кургапкина продолжила работу в Мариинском театре, в котором прошла вся её творческая жизнь, в качестве педагога репетитора. Её ученицами были такие звёзды как Жанна Аюпова, Ирма Ниорадзе, Ульяна Лопаткина и Евгения Образцова. Пять лет назад жизнь Нинели Александровны трагически оборвалась в результате несчастного случая. |
Концертный зал Мариинского театра Среда, 21 мая, 19:30
В среду, 21 мая
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках проекта культурных обменов «Swiss Made in Russia»
состоится концерт, который откроет
В последние годы музыка швейцарских композиторов всё чаще звучит в российских концертных залах. Программа концерта 21 мая станет приятным сюрпризом как для искушённого слушателя, так и для всех тех, кто интересуется культурой Швейцарии и тенденциями, определяющими современный музыкальный контекст. Одна из особенностей музыкальной части проекта «Swiss Made in Russia» состоит в том, что пьесы швейцарских композиторов чаще всего исполняются силами российских музыкантов. На этот раз организаторы фестиваля предлагают расширить пути диалога культур и творческого обмена. В исполнении шведской виолончелистки Каролины Оуман и ведущего ансамбля французской Швейцарии Lemanic Modern Ensemble под управлением профессора Лозаннской консерватории Вильяма Бланка прозвучат сочинения выдающихся композиторов и педагогов французской и немецкой Швейцарии — Клауса Хубера, Дитера Аммана, Микаэля Жарреля и самого Вильяма Бланка, а также произведения одного из главных идейных вдохновителей серьёзного изучения мировой современной музыки в России Владимира Тарнопольского и иранского композитора Мехди Хоссейни, художественного руководителя фестиваля reMusik и основателя Санкт-Петербургского центра современной академической музыки. Энергия и музыкальная драматика в произведении-исследовании Аммана, выверенность композиторского жеста музыки Бланка, изысканность музыкальной ткани в композиции Хоссейни, экспрессия и поэтика сочинений Тарнопольского и Жарреля, лабиринты тембров в пьесе Хубера — слушателя ожидает настоящий звуковой поток образов, контрастов, состояний и размышлений. А великолепная акустика Концертного зала Мариинского театра позволит музыкантам Lemanic Modern Ensemble передать тончайшие нюансы композиторского замысла. |
||||||
Программа «Театральный урок в Мариинском»
Фотографии занятий апреля
В январе Мариинский театр при поддержке Правительства Санкт-Петербурга начал реализацию программы «Театральный урок в Мариинском»
для десятиклассников всех школ города. Урок включает экскурсию по закулисной части новой сцены Мариинского театра (
В специально созданной в социальной сети ВКонтакте группе «Театральный урок в Мариинском» после каждого занятия публикуются фотографии школьников, посещающих Приглашаем голосовать за наиболее понравившиеся макеты в фотоальбомах уроков, сгруппированных по дням (дни можно выбирать на изображении сверху). Чтобы отдать свой голос, необходимо поставить отметку «мне нравится» у фотографии того макета, который вам приглянулся, либо прокомментировать фотографию. |
|||||||