Сезон 2013/14: 26 27 28 29 30 31 32 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 31 марта 2014 г.
Общее количество экземпляров: 98882
Мариинский театр
231-й сезон
Завершается март. В этом месяце на сценах и в залах Мариинского театра происходило много интересных событий. Их доминантой был масштабный фестиваль, посвящённый 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 — 1881). Не менее насыщенным будет и апрель. В новом месяце пройдут 14-й Международный фестиваль балета «Мариинский» (3–13 апреля) и 7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма» (15–20 апреля), с гастролями выступят Датский Королевский балет (10 и 11 апреля) и Люксембургский филармонический оркестр (12 и 13 апреля), а также состоится множество других событий. О некоторых из них рассказано в этом выпуске информационного письма. Желаем плодотворного нового месяца и хорошего настроения!
700px © Den Kongelige Ballet
Датский Королевский балет: «Неаполь»
Балет в трёх действиях
14-й Международный фестиваль балета «Мариинский»
Хэштег: #BalletFestival2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 10 апреля, 19:30
Пятница, 11 апреля, 19:30
В четверг, 10 апреля и пятницу, 11 апреля в рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский» на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) выступит Датский Королевский балет, одна из старейших балетных трупп Европы. Театр представит в Петербурге балет «Неаполь» в хореографии Сореллы Инглунг и Николая Хюббе по мотивам хореографии Августа Бурнонвиля на музыку Эдварда Хельстеда, Хольгера Симона Паулли, Ханса Кристиана Лумбю и Луизы Алениус.

Хореография Августа Бурнонвиля (1805 — 1879) — «визитная карточка» Датского Королевского балета, именно Бурнонвиль создал в Дании самобытную традицию мужского танца с характерными национальными чертами, своей виртуозностью поднявшую труппу на международный уровень, и до сих пор являющуюся отличительной чертой датского балета. Он придал датскому балету национальное своеобразие, использовал в постановках национальный танцевальный фольклор, вводил национальные танцы других стран, использовал пантомимные эпизоды. Действие его балетов происходит в разных странах: в Дании, Италии, Шотландии, России, Южной Америке. Бурнонвиль был талантливым балетмейстером; поставил свыше пятидесяти балетов. Около пятнадцати сохранилось в репертуаре датского балета до сегодняшнего дня.

«Неаполь» — один из старейших балетов, дошедших до наших дней. В репертуаре Датского Королевского балета его сценическая жизнь не прерывалась с 1842 года. Дольше и благополучнее прожила лишь «Сильфида», поставленная Бурнонвилем шестью годами ранее (этот спектакль есть и в репертуаре Мариинского балета). Хотя «Сильфиду», поставленную по образцу одноимённого балета Филиппо Тальони, от «Неаполя» отделяет всего шесть лет, за это время хореограф успел выработать особый тип балетного спектакля, настолько непохожий на французский эталон, что для него пришлось придумать особе название — датский романтизм. «Неаполь» — сказка про утопленницу, попавшую в плен к подводному царю и возвращённую к жизни самоотверженной любовью бедного рыбака; их многолюдная неаполитанская свадьба — один из шедевров хореографии Бурнонвиля. В современной версии спектакля Датского Королевского балета действие перенесено в Италию 1950-х годов.

Предстоящие гастроли Датского Королевского балета станут своеобразным ответом на январские гастрольные выступления балетной труппы Мариинского театра в Копенгагене.
340px © Мариинский театр / Наташа Разина
«Инфра», «Concerto DSCH», «Весна священная»
14-й Международный фестиваль балета «Мариинский»
Хэштег: #BalletFestival2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Суббота, 5 апреля, 19:30
В субботу, 5 апреля в рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский» на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будут представлены балеты «Инфра», «Concerto DSCH» и «Весна священная». Эти работы пополнили репертуар Мариинского балета в течение последнего года, их петербургские премьеры состоялись на сцене нового театра.

Одноактный балет «Инфра» был поставлен британским хореографом Уэйном МакГрегором на музыку Макса Рихтера в 2008 году для труппы лондонского Королевского балета. В нём МакГрегор «...попытался проникнуть в потаенные уголки человеческой души, показать изнанку людей — таких прозаичных, несовершенных и уязвимых». По словам хореографа, «„Инфра“ — это просто балет о людях». Петербургская премьера балета состоялась в феврале.

Хореограф Алексей Ратманский поставил балет «Concerto DSCH» на музыку Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича. Этот балет был создан для труппы Нью-Йорк Сити Балет в 2008 году. Его название отсылает к музыкальной аббревиатуре — инициалам Дмитрия Шостаковича в немецкой транскрипции, записанным обозначениями нот (D, Es, C, H — ре, ми бемоль, до, си). Мотив из этих четырёх нот часто используется в произведениях композитора и имеет особенный смысл. Однако во Втором фортепианном концерте Шостаковича этого мотива нет. Этот концерт — одно из самых светлых сочинений Шостаковича, он был написан в 1957 году, в нём преобладают светлая лирика, юмор и позитивная энергетика счастливых строителей коммунизма, есть аллюзии с советскими пионерскими песнями.

Премьера «Весны священной» в хореографии Саши Вальц состоялась на сцене Мариинского-2 в мае прошлого года. Она была приурочена к 100-летию со дня скандально известной мировой премьеры «Весны священной» Стравинского/Нижинского/Рериха, которая состоялась на сцене Театра Елисейских полей в Париже в мае 1913 года. Работа Саши Вальц стала первой балетной премьерой, представленной на новой сцене Мариинского театра.
340px © Мариинский театр / Наташа Разина
340px © Мариинский театр / Наташа Разина
«Диана Вишнёва: Грани»
14-й Международный фестиваль балета «Мариинский»
Хэштег: #BalletFestival2014
Мариинский театр
Понедельник, 7 апреля, 19:30
В понедельник, 7 апреля в рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский» собственный авторский проект «Диана Вишнёва: Грани» на исторической сцене Мариинского театра представит прима-балерина театра Диана Вишнёва. Её предыдущие проекты «Красота в движении» и «Диалоги» получили высокую оценку публики и критики и были удостоены пяти премий Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в разных номинациях. В проекте «Грани» балерина продолжает освоение нового хореографического языка в пространстве современного танца. В названии проекта кроется главная его цель — раскрыть и осмыслить новые грани дарования Дианы Вишнёвой.

К участию в проекте были приглашены известный французский хореограф, директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо и Каролин Карлсон — американский хореограф, чья творческая жизнь в большей степени связана с Европой. Одноактный балет «Переключение» (Switch) Жана-Кристофа Майо поставлен на музыку американского композитора, обладателя премии «Оскар» Дэнни Элфмана. Сценическое оформление создал французский художник Алан Лагард. В постановке также заняты артисты Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс и Гаэтан Морлотти. Каролин Карлсон, вдохновлённая фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского, создала балет-притчу о женщине, «перелистывающей» страницы своей жизни в одиночестве пустой комнаты (отсюда и название — «Женщина в комнате», Woman in a Room). Для своей работы хореограф использовала музыку известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри.

Мировая премьера проекта «Диана Вишнёва: Грани» состоялась в ноябре прошлого года в Калифорнии. В том же году в Монте-Карло прошла европейская премьера.
340px
© Gene Schiavone
340px
Хоровые коллективы МГУ и СПбГУ
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 13 апреля, 12:00
В воскресенье, 13 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра выступят хоровые коллективы двух ведущих высших учебных заведений России — Московского государственного университета (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Традиция любительского хорового пения среди студентов российских университетов насчитывает более двух веков — источники указывают, что к 1775 году университетский хор Московского университета уже существовал на постоянной основе, а хор студентов Петербургского университета был создан в 1889 году и с тех пор участвовал в более чем 1400 концертах. С обоими учебными заведениями Мариинский театр поддерживает тесные связи — Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева регулярно выступает в Актовом зале МГУ с общедоступными концертами для студентов и преподавателей; артисты Мариинского театра ежегодно проводят бал для студентов СПбГУ.
340px © Paul Labelle
Пинхас Цукерман
Концертный зал Мариинского театра
Понедельник, 14 апреля, 19:00
В понедельник, 14 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Пинхас Цукерман. Музыканта, уже четыре десятилетия ведущего активную концертную деятельность, критики сравнивают с «вечно молодым виртуозом», отмечая его «неисчерпаемые силы», «заразительную музыкальность» и «безупречную технику».

Пинхас Цукерман предстанет в привычной для него двойной роли скрипача и дирижёра. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра при участии виолончелистки Аманды Форсайт будут исполнены Концерт для скрипки и виолончели с оркестром си-бемоль мажор Антонио Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром ля минор Иоганна Себастьяна Баха, Концерт для виолончели с оркестром си-бемоль мажор Луиджи Боккерини и Концерт для скрипки с оркестром № 5 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта.
700px © Orchestre Philharmonique du Luxembourg / Christian Aschman
Люксембургский филармонический оркестр
Дирижёр: Эммануэль Кривин
Николай Луганский (фортепиано), Байба Скриде (скрипка)
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 12 апреля, 19:00
Воскресенье, 13 апреля, 20:00
В субботу, 12 апреля и воскресенье, 13 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Люксембургский филармонический оркестр. Под управлением музыкального руководителя оркестра Эммануэля Кривина в первый вечер музыканты исполнят вальс «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса, Второй фортепианный концерт Фредерика Шопена (солист: Николай Луганский) и симфоническую фантазию «Русалочка» Александра фон Цемлинского, а во второй вечер — Скрипичный концерт Людвига ван Бетховена (солистка: Байба Скриде) и «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза.

Оркестр Великого Герцогства, Люксембургский филармонический оркестр — одно из самых ярких явлений в культуре этой европейской страны. Основанный в 1933 году (тогда коллектив назывался оркестром Люксембургского радио), он начал успешно выступать по всей Европе. С 1996 года оркестр находится на государственном финансировании, а с 2005 года его основной площадкой является Люксембургская филармония — один из самых престижных залов Европы. В январе 2012 года оркестр и зал объединились в одну организацию.

Люксембургский филармонический оркестр заслужил репутацию коллектива, обладающего утончённым и неповторимым звучанием. Укреплению репутации оркестра способствовали безупречный музыкальный вкус и перфекционизм его музыкального руководителя Эммануэля Кривина, возглавляющего коллектив уже седьмой сезон подряд, а также тесное сотрудничество со многими известными музыкантами. Статус коллектива подтверждается внушительным списком премий и наград, полученных за вышедшие в течение последних семи лет компакт-диски.

Одной из задач Эммануэля Кривина на посту музыкального руководителя стало создание идеального симфонического оркестра, способного адаптироваться к разным стилям исполнения и разнообразному репертуару. За точность и выверенность интерпретаций коллектив был назван «классичным и изящным оркестром, обладающим яркой палитрой красок» (Le Figaro), «лишённым всякой витиеватости и расплывчатости, но исполенным стилистической строгости и умеющим передать уникальные особенности каждого произведения» (WDR). Наряду с классическим и романтическим репертуаром коллектив уделяет большое внимание музыке XX и XXI веков.

Оркестр ведёт разнообразную концертную деятельность. Он регулярно участвует в оперных постановках на сцене Большого театра Люксембурга, в концертах из музыки к кинофильмам (например, Live Cinema в сотрудничестве с городской Синематекой Люксембурга); выступает на фестивале Pops at the Phil с участием звёзд популярной музыки и даёт концерты под открытом небом с джазовыми ансамблями и рок-группами в рамках фестиваля Fête de la Musique. Помимо обширного репертуара, широкой зрительской аудитории и высочайших оценок самых выдающихся музыкантов Люксембургский филармонический оркестр и Люксембургскую филармонию объединяет ещё одна важная цель: обе структуры придают огромное значение инновационным образовательным проектам для детей, молодёжи и взрослых.

Предстоящие гастроли Люксембургского филармонического оркестра станут своеобразным ответом на гастрольные выступления Симфонического оркестра Мариинского театра, которые состоялись в Люксембургской филармонии в ноябре прошлого года.
340px
Денис Мацуев
7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Хэштег: #PianoFestivalApril2014
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 19 апреля, 15:00
В субботу, 19 апреля (днём) в рамках 7-го Международного фестиваля «Лики современного пианизма» на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Денис Мацуев. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он сыграет симфоническую поэму Александра Скрябина «Прометей» («Поэму огня»). Это произведение отражает творческое устремление композитора к поиску соответствия между звуком и светом. В партитуре «Прометея» Скрябин выписал партию света. Звуки тритоновой «прометеевской» гармонии, соотносящиеся с высокими обертонами («Мне нужен был свет в музыке, мне нужна была лучезарная гармония, которая бы отображала идею света»), создают ощущение присутствия в музыке Скрябина чего-то таинственного, непостижимого, космически-беспредельного.

В этом концерте также выступят ученики профессора Евгения Королёва — Варвара Непомнящая и Адам Лалум.
340px
Нельсон Фрейре
7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Хэштег: #PianoFestivalApril2014
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 19 апреля, 20:00
В субботу, 19 апреля (вечером) в рамках 7-го Международного фестиваля «Лики современного пианизма» на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Нельсон Фрейре. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он сыграет Четвёртый фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Музыкальная карьера знаменитого бразильского пианиста продолжается уже 55 лет. В последние годы Нельсон Фрейре выступал в Петербурге с сочинениями композиторов эпохи романтизма, составляющими основу его репертуара, — пианист солировал в фортепианных концертах Брамса (апрель 2010 г.) и Бетховена (декабрь 2011 г.).

Среди всех фортепианных концертов Рахманинова, Четвёртый, вероятно, наименее известен. Он посвящён Николаю Метнеру, который, в свою очередь, посвятил Рахманинову свой Второй фортепианный концерт. Произведение стало первым, написанным Рахманиновым в 1925 году после отъезда за рубеж и восьми лет творческого молчания, хотя, возможно, он начал работу над концертом ещё в 1914 году. Премьера состоялась в Филадельфии в 1927 году, солировал сам автор.
350px 175px 175px
175px 175px 175px 175px
175px 175px 175px 175px
175px 175px 175px 175px
Программа «Театральный урок в Мариинском»
Фотографии занятий марта
В январе Мариинский театр при поддержке Правительства Санкт-Петербурга начал реализацию программы «Театральный урок в Мариинском» для десятиклассников всех школ города. Урок включает экскурсию по закулисной части новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2), творческое задание на театральную тему и посещение оперного или балетного спектакля в Мариинском театре или в Мариинском-2, которое предваряет интерактивный рассказ о спектакле. В ходе программы, рассчитанной на год, Мариинский театр посетят около 24000 десятиклассников Петербурга.

В специально созданной в социальной сети ВКонтакте группе «Театральный урок в Мариинском» после каждого занятия публикуются фотографии школьников, посещающих Мариинский-2, и макетов театральных постановок, которые они разрабатывают в рамках своего творческого задания. В марте состоялось четырнадцать занятий, которые посетили более двух тысяч школьников. В апреле театр проведёт ещё двадцать два занятия.

Приглашаем голосовать за наиболее понравившиеся макеты в фотоальбомах уроков, сгруппированных по дням (выберите любой день на изображении сверху). Чтобы отдать свой голос, необходимо поставить отметку «мне нравится» у фотографии того макета, который вам приглянулся, либо прокомментировать фотографию.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша апреля
— Афиша мая
— Афиша августа
— «Лики современного пианизма»
— Фестиваль балета
— Абонементы сезона 2013/14
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
— 17 февраля 2014 г.
— 24 февраля 2014 г.
— 3 марта 2014 г.
— 10 марта 2014 г.
— 17 марта 2014 г.
— 24 марта 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru