Сезон 2013/14:
25
26
27
28
29
30
31
Все выпуски
|
|
Информационное письмо
Понедельник, 24 марта 2014 г.
Общее количество экземпляров: 98090
Мариинский театр
231-й сезон
|
|
В Мариинском театре завершается масштабный
фестиваль,
посвящённый 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского.
В последнюю неделю марта будут представлены редко исполняемые незавершённые оперы Мусоргского: «Саламбо»
(25 марта)
и «Сорочинская ярмарка» (27 марта); пианист Александр Маркович
сыграет цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» и серию импровизаций на темы
из сочинений Мусоргского (29 марта); солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра исполнят
сочинения Мусоргского в камерно-вокальных концертах (29 и 30 марта); сочинения Мусоргского и его
современников — Александра Бородина и Николая Римского-Корсакова
прозвучат в концерте, программу которого определяют слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра
(31 марта).
В апреле на сценах и в залах Мариинского театра пройдут
14-й Международный фестиваль балета «Мариинский»
и 7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма».
Мариинский театр активно включает в репертуарную программу камерные залы новой сцены (Мариинский-2) —
в них будут проходить концерты, лекции, кинопоказы. Камерные залы получили имена выдающихся русских композиторов,
чьё творчество связано с Мариинским театром, — Модеста Петровича Мусоргского,
Сергея Сергеевича Прокофьева, Игоря Фёдоровича Стравинского
и Родиона Константиновича Щедрина.
|
|
Премьера
Лео Делиб «Сильвия»
Балет в хореографии Фредерика Аштона
В рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский»
Хэштег: #BalletFestival2014
Мариинский театр
Четверг, 3 апреля, 19:30
Пятница, 4 апреля, 19:30
В четверг, 3 апреля
и пятницу, 4 апреля
на сцене Мариинского театра состоятся премьерные представления трёхактного балета Лео Делиба «Сильвия» в хореографии Фредерика Аштона.
Спектакли откроют 14-й Международный фестиваль балета «Мариинский».
К балету на музыку Делиба неоднократно обращались самые разные хореографы,
отдавая дань прекрасной музыке композитора. Именно о ней Чайковский отозвался, как о первой балетной музыке,
достойной того, чтобы её слушали: «Музыка составляет не только главный, но и единственный интерес.
Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».
Сюжет «Сильвии» заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи
Возрождения Торквато Тассо «Аминта», созданной как изящная стилизация
в духе античной мифологии и, вслед за Анакреонтом, Феокритом и Вергилием, воспевает беззаботную любовь
юных душ, близких природе, — нимфы Сильвии и пастуха Аминты.
Первое оригинальное представление состоялось в парижской Гранд-Опера в 1876 году.
За последние сто лет балет Делиба ставился здесь неоднократно; в качестве хореографов выступали такие мэтры,
как Лео Стаатс, Серж Лифарь и Джон Ноймайер,
на музыку «Сильвии» концертное Па-де-де сочинил Джордж Баланчин.
В Мариинском театре к «Сильвии» впервые обратились в 1900 году. Идея постановки принадлежала
Александру Бенуа, влюблённому в балет и музыку Делиба. Бенуа разработал план постановки,
в которой соединялись хореография и «высокая живопись». Спектакль должен был «передать в действии
всю эллинскую красоту музыки Делиба». Бенуа стал автором декораций первой картины, над эскизами второй и третьей работал
Коровин, над четвёртой — Лансере;
эскизы костюмов делали Серов, Бенуа и Бакст. Проводить идею в жизнь должен был по поручению директора
Императорских театров князя Сергея Волконского молодой Сергей Дягилев,
тогда — чиновник по особым поручениям в Дирекции театров. Хореографами предполагались молодые
талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты. Но тщательно проектировавшийся
шедевр не удался. Попытка отказаться от традиционных для хореографии костюмов, заменив «забавную,
пикантную, но безусловно дикую „пачку“ подлинными костюмами Эллады и связать с ними условные туры
балета», оказалась тоже неудачной. В результате чиновничьих и придворных интриг Дягилев был уволен за самоуправство,
а «Сильвия» в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова
(он не смог закончить работу из-за болезни и умер через несколько дней после премьеры) и Павла Гердта;
авторов оформления официальные печатные источники не упоминали вообще. Тем не менее балет, в котором блистала
Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова,
пользовался успехом у публики и шёл несколько сезонов.
В 1916 году вариант балета для
Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов.
Фредерик Аштон сочинил свою версию балета в 1952 году для великой английской балерины
Марго Фонтейн. В нынешней Мариинской премьере главные партии готовят Виктория Терёшкина,
Алина Сомова (Сильвия), Владимир Шкляров, Ксандер Париш (Аминта),
Юрий Смекалов, Андрей Ермаков (Орион).
|
© Светлана Аввакум
|
Творческая мастерская молодых хореографов
В рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский»
Хэштег: #MariinskyWorkshop2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 13 апреля, 12:00
В воскресенье, 13 апреля,
в последний день 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский»,
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлен специальный проект — «Творческая мастерская молодых хореографов».
В рамках мастерской будут показаны балетные миниатюры, над созданием которых работают артисты балета, делающие первые шаги в качестве хореографов.
Инициатива Мариинского театра, предложившего молодым хореографам заявить о своих работах на большой сцене, сразу нашла хороший отклик среди
ребят и впервые получила воплощение на 13-м Международном фестивале балета «Мариинский»
в марте прошлого года. Некоторые из начинающих хореографов, являясь танцовщиками театра и живя в интенсивном графике репетиций и выступлений,
тем не менее с увлечением взялись за работу, найдя время и силы для репетиций со своими коллегами, артистами балетной труппы театра.
Уже несколько недель в балетных классах исторической и новой сцен Мариинского театра идёт работа над созданием новых миниатюр ко второй творческой мастерской.
На странице
Мариинского театра ВКонтакте публикуются фоторепортажи из репетиционных классов и интервью с хореографами. Эти зарисовки дают возможность лучше познакомится
с теми работами, которые будут представлены на сцене Мариинского-2, а затем, возможно, пополнят репертуар театра.
За публикациями, относящимися к проекту «Творческая мастерская молодых хореографов», можно следить при
помощи хэштега #MariinskyWorkshop2014
(чтобы использовать возможности поиска, нужно быть авторизованным на сайте «ВКонтакте»).
|
|
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 27 марта, 19:30
В четверг, 27 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения
Модеста Мусоргского в полусценической версии будет исполнена его опера «Сорочинская ярмарка».
Либретто оперы было написано самим композитором при участии его друга Арсения Голенищева-Кутузова
по одноимённой повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.
Как и многие другие сочинения Мусоргского, «Сорочинская ярмарка» не была завершена. Работа над ней происходила
с длительными перерывами: оттягивала силы параллельно создаваемая «Хованщина», мешали разного рода бытовые неурядицы.
Начав сочинение оперы летом 1874 года, к 1880-му Мусоргский успел закончить два первых акта и написать «Думку» Параси
и заключительный гопак для третьего акта. Вместе с тем композитор работал с большим энтузиазмом, по-настоящему увлекаясь гоголевским
сюжетом. В одном из писем этих лет он писал: «А как велик Гоголь! Наслаждение при музыкальном изложении Пушкина
(в „Борисе“) возрождается при музыкальном изложении Гоголя (в „Сорочинской“).
Пушкин писал в драматической форме „Бориса“ не для сцены; Гоголь писал „Сорочинскую ярмарку“ —
уж конечно не для сцены. Но оба гиганта творческою силою так тонко наметили контуры сценического действия, что только краски наводи».
Этих «красок» в опере оказалось достаточно — её лирическая, пронизанная песенностью музыка обаятельна от первой
до последней ноты, а герои по-настоящему сценичны. По-новому расцвёл в этом сочинении и яркий комический дар композитора,
впервые «освобождённый» от трагического подтекста. «Сорочинская ярмарка» — одна из самых
жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы картины
народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору.
Мусоргский использовал тринадцать подлинных народных напевов, а мелодии, созданные самим композитором, нередко трудно отличимы от народных.
Своей сценической жизнью «Сорочинская ярмарка» обязана кропотливому труду многих композиторов. Среди музыкантов, которые пытались
её закончить, — Анатолий Лядов, Вячеслав Каратыгин,
Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Музыковед Павел Ламм составил клавир
«Сорочинской ярмарки» на основе автографов Мусоргского, а композитор
Виссарион Шебалин завершил и оркестровал произведение, используя авторские черновые записи.
|
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
|
|
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Александр Маркович (фортепиано)
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 29 марта, 19:00
В субботу, 29 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского
выступит пианист Александр Маркович. Он сыграет цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки»
и представит серию импровизаций на темы из произведений Мусоргского: опер «Борис Годунов», «Хованщина»
и «Сорочинская ярмарка» (импровизационная транскрипция Гопака), вокальных циклов «Детская» и «Раёк»,
романса «Блоха».
Александр Маркович часто включает в программы своих концертов импровизации на темы из различных произведений.
В нынешнем сезоне он выступал в Концертном зале Мариинского театра с сольным концертом,
в котором импровизировал на темы из опер русских и западноевропейских композиторов.
|
© Marco Borggreve
Юхо Похьонен (фортепиано)
«Фантазии»: сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 3 апреля, 19:00
В четверг, 3 апреля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит пианист Юхо Похьонен. Программа его концерта составлена из сочинений,
обозначенных композиторами как фантазии, то есть из сочинений, несущих идею творческой свободы. В разное время эта свобода трактовалась
как отказ от какой-либо общепринятой формы-конструкции, как творческий эксперимент в техниках композиции и средствах языка. В таких сочинениях
важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В концерте будут исполнены образцы фантазии эпохи венской классики
( Фантазия до минор КV 475, Соната для фортепиано № 14 до минор КV 457 Вольфганга Амадея Моцарта
и «Соната в духе фантазии» Людвига ван Бетховена), эпохи романтизма ( Фантазия-соната
«По прочтении Данте» Ференца Листа), а также известная «Соната-фантазия» Александра Скрябина.
|
|
Мариинский оркестр в лицах
Концерты камерной музыки
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 2 апреля, 19:00
Зал Прокофьева
Воскресенье, 6 апреля, 16:00
Зал Мусоргского
Пятница, 11 апреля, 16:00
Зал Прокофьева
Воскресенье, 13 апреля, 17:00
В первой половине апреля в Концертном зале Мариинского театра и в камерных залах новой сцены театра (Мариинский-2) состоится серия камерных концертов,
в которых выступят артисты симфонического оркестра Мариинского театра. У слушателей появится возможность внимательнее наблюдать за работой музыкантов,
чаще занятых в исполнении больших симфонических произведений. Этому будет способствовать и славный своей великолепной акустикой Концертный зал
Мариинского театра, и формат камерных залов Мариинского-2, в которых зрители находятся на небольшом расстоянии от выступающих музыкантов.
В среду, 2 апреля
в Концертном зале Мариинского театра будут исполнены сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Игоря Стравинского,
Гаспара Кассадо и Оливье Мессиана. Во всех этих сочинениях будет играть виолончель ( Дмитрий Ганенко),
а также фортепиано ( Станислав Соловьёв), скрипка ( Станислав Измайлов) и кларнет ( Иван Столбов).
В воскресенье, 6 апреля
в Зале Прокофьева будут сыграны сочинения Антонио Вивальди, Фредерика Шопена,
Клода Дебюсси, Энрике Гранадоса, Роберта Шумана
и Альберта Цабеля. Исполнители — Мария Крушевская (арфа), Динара Муратова (альт),
Олег Сендецкий (виолончель), Татьяна Хватова (флейта) и Родион Толмачёв (фагот).
В пятницу, 11 апреля
в Зале Мусоргского прозвучат струнные квартеты Сергея Танеева и Дмитрия Шостаковича
в исполнении артистов оркестра Алексея Лукирского (первая скрипка), Елены Луферовой (вторая скрипка),
Динары Муратовой (альт) и Олега Сендецкого (виолончель).
В воскресенье, 13 апреля
в Зале Прокофьева будут исполнены трио Иоганнеса Брамса (для кларнета, виолончели и фортепиано)
и Дмитрия Шостаковича (для скрипки, виолончели и фортепиано). Исполнители —
Виктория Боежова (скрипка), Олег Сендецкий (виолончель), Никита Ваганов (кларнет)
и Станислав Соловьёв (фортепиано).
|
|
Гаврилин «Перезвоны»
Хор Мариинского театра
Дирижёр: Андрей Петренко
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 6 апреля, 19:00
В воскресенье, 6 апреля
на сцене Концертного зала Мариинского театра
хор Мариинского театра под управлением главного хормейстера Андрея Петренко
исполнит «Перезвоны» Валерия Гаврилина — хоровую
симфонию-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца.
В центре «Перезвонов» — история человеческой души, духовное возрастание человека.
«По моему замыслу, — говорил композитор, — сочинение должно передать душевную жизнь
народа через судьбу одного человека — от рождения, через детство и юность, зрелость.
К концу — бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути,
реки жизни...». Драматургия произведения выстроена как движение от коллективного языческого ритуала —
к молитвенному преображению личности и от весёлого буйства языческих по природе игрищ —
к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении.
Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся
и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина,
полная ярких красок и остроумных деталей.
|
|
|
Пуччини «Триптих»
Постановка Вальтера Ле Моли (2003 г.)
Мариинский театр
Вторник, 22 апреля, 19:00
Во вторник, 22 апреля,
впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будет представлен «Триптих» Джакомо Пуччини —
оперный цикл, состоящий из трёх одноактных опер: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки».
Несмотря на обычай ставить оперы цикла по отдельности, по замыслу Пуччини «Триптих» должен сохранять единство.
Все три оперы демонстрируют высокий технический уровень, достигнутый музыкантом и драматургом, — мастерство, позволяющее всякий раз
заключить в одно действие целую драму. Экономия и сдержанность хорошо чувствуются в музыкальном развитии, которое отличается миниатюризацией
и изысканным выбором технических средств, давших импульс современному театру, тяготеющему к лаконизму и стремительному развитию действия без отклонений в сторону.
С 2003 года «Триптих» идёт на сцене Мариинского театра в постановке итальянской команды во главе с режиссёром Вальтером Ле Моли.
|
Афиша апреля, мая и августа
Мариинский театр
Мариинский-2 (новая сцена, камерные залы)
Концертный зал Мариинского театра
На сайте Мариинского театра опубликованы афиши
мая
и августа.
Билеты на все события трёх сцен Мариинского театра с 1 по 27 мая
и с 1 по 24 августа уже в продаже на сайте и в кассах Мариинского театра.
Программа 22-го Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей»,
который продлится с 28 мая по 31 июля, будет объявлена отдельно.
Напоминаем, что на сайте также опубликована афиша
апреля,
билеты на все апрельские события находятся в продаже уже более месяца.
В нынешнем сезоне представления в Концертном зале Мариинского театра завершатся в июле,
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) — в воскресенье, 10 августа,
а на исторической сцене театра — двумя неделями позднее, в воскресенье, 24 августа.
Это будет последний день 231-го сезона, стартовавшего 8 сентября 2013 года.
Таким образом, 231-й сезон продлится рекордные 50 недель.
|
7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Хэштег: #PianoFestivalApril2014
Мариинский-2 (камерные залы), Концертный зал Мариинского театра
15—20 апреля
С 15 по 20 апреля в Концертном зале Мариинского театра и в камерных залах новой сцены (Мариинский-2) пройдёт
7-й
Международный фестиваль «Лики современного пианизма».
Фестиваль, основанный в марте 2011 года, проводится два раза в год. По словам Валерия Гергиева, задача фестиваля — приглашать в Петербург музыкантов,
которые получили международное признание, но пока менее известны в России, открывать новые имена и давать дорогу молодым талантам, а также популяризировать фортепианную музыку.
Программы фестивалей «Лики современного пианизма» многосюжетны. На них встречаются пианисты разных поколений, разного творческого опыта и традиций.
Своеобразной «рамкой» нынешнего фестиваля станут концерты, в которых прозвучат сочинения двух композиторов: в первый вечер,
15 апреля,
Евгений Королёв, Анна Винницкая, Люпка Хаджи-Георгиева
и Степан Симонян исполнят клавирные концерты Баха, а в завершающий вечер,
20 апреля,
состоится музыкальный марафон, в котором Алексей Володин сыграет все фортепианные концерты Бетховена.
В двух концертах фестиваля примет участие Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева:
в дневном концерте
19 апреля выступят Денис Мацуев и ученики профессора Евгения Королёва —
Варвара Непомнящая и Адам Лалум,
а в вечернем концерте
будет солировать знаменитый пианист Нельсон Фрейре, музыкальная карьера которого продолжается уже 55 лет.
С сольными программами на сцене Концертного зала выступят Юлианна Авдеева
( 17 апреля),
Андреа Луккезини
( 18 апреля)
и Мирослав Култышев
( 20 апреля).
Пианистка Мира Евтич, одна из основательниц фестиваля, выступит в роли аккомпаниатора в вокальном вечере тенора Эндрю Гудвина
( 16 апреля).
В камерных залах Мариинского-2 пройдут концерты, в фокусе которых — сочинения одного композитора:
Бетховена ( Ирина Беркович,
15 апреля),
Шопена ( Александр Сердар,
16 апреля),
Шумана ( Юки Оваскайнен,
17 апреля)
и Хиндемита ( Александр Кобрин и Роман Минц,
18 апреля),
а также концерт из сочинений Брамса и Мусоргского ( Александр Кобрин,
20 апреля).
Программу фестиваля дополнит лекция музыковеда и журналиста Майи Прицкер
( 17 апреля).
|
|
|
|
Контактная информация |
— Мариинский театр: Театральная пл., 1 |
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34 |
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37 |
| Телефон: +7 (812) 326-41-41 |
| Электронная почта: marketing@mariinsky.ru |
|
|