Сезон 2013/14: 25 26 27 28 29 30 31 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 24 марта 2014 г.
Общее количество экземпляров: 98090
Мариинский театр
231-й сезон
В Мариинском театре завершается масштабный фестиваль, посвящённый 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. В последнюю неделю марта будут представлены редко исполняемые незавершённые оперы Мусоргского: «Саламбо» (25 марта) и «Сорочинская ярмарка» (27 марта); пианист Александр Маркович сыграет цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» и серию импровизаций на темы из сочинений Мусоргского (29 марта); солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра исполнят сочинения Мусоргского в камерно-вокальных концертах (29 и 30 марта); сочинения Мусоргского и его современников — Александра Бородина и Николая Римского-Корсакова прозвучат в концерте, программу которого определяют слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра (31 марта).

В апреле на сценах и в залах Мариинского театра пройдут 14-й Международный фестиваль балета «Мариинский» и 7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма». Мариинский театр активно включает в репертуарную программу камерные залы новой сцены (Мариинский-2) — в них будут проходить концерты, лекции, кинопоказы. Камерные залы получили имена выдающихся русских композиторов, чьё творчество связано с Мариинским театром, — Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Сергеевича Прокофьева, Игоря Фёдоровича Стравинского и Родиона Константиновича Щедрина.
700px
Премьера
Лео Делиб «Сильвия»
Балет в хореографии Фредерика Аштона
В рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский»
Хэштег: #BalletFestival2014
Мариинский театр
Четверг, 3 апреля, 19:30
Пятница, 4 апреля, 19:30
В четверг, 3 апреля и пятницу, 4 апреля на сцене Мариинского театра состоятся премьерные представления трёхактного балета Лео Делиба «Сильвия» в хореографии Фредерика Аштона. Спектакли откроют 14-й Международный фестиваль балета «Мариинский».

К балету на музыку Делиба неоднократно обращались самые разные хореографы, отдавая дань прекрасной музыке композитора. Именно о ней Чайковский отозвался, как о первой балетной музыке, достойной того, чтобы её слушали: «Музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».

Сюжет «Сильвии» заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо «Аминта», созданной как изящная стилизация в духе античной мифологии и, вслед за Анакреонтом, Феокритом и Вергилием, воспевает беззаботную любовь юных душ, близких природе, — нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Первое оригинальное представление состоялось в парижской Гранд-Опера в 1876 году. За последние сто лет балет Делиба ставился здесь неоднократно; в качестве хореографов выступали такие мэтры, как Лео Стаатс, Серж Лифарь и Джон Ноймайер, на музыку «Сильвии» концертное Па-де-де сочинил Джордж Баланчин.

В Мариинском театре к «Сильвии» впервые обратились в 1900 году. Идея постановки принадлежала Александру Бенуа, влюблённому в балет и музыку Делиба. Бенуа разработал план постановки, в которой соединялись хореография и «высокая живопись». Спектакль должен был «передать в действии всю эллинскую красоту музыки Делиба». Бенуа стал автором декораций первой картины, над эскизами второй и третьей работал Коровин, над четвёртой — Лансере; эскизы костюмов делали Серов, Бенуа и Бакст. Проводить идею в жизнь должен был по поручению директора Императорских театров князя Сергея Волконского молодой Сергей Дягилев, тогда — чиновник по особым поручениям в Дирекции театров. Хореографами предполагались молодые талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты. Но тщательно проектировавшийся шедевр не удался. Попытка отказаться от традиционных для хореографии костюмов, заменив «забавную, пикантную, но безусловно дикую „пачку“ подлинными костюмами Эллады и связать с ними условные туры балета», оказалась тоже неудачной. В результате чиновничьих и придворных интриг Дягилев был уволен за самоуправство, а «Сильвия» в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова (он не смог закончить работу из-за болезни и умер через несколько дней после премьеры) и Павла Гердта; авторов оформления официальные печатные источники не упоминали вообще. Тем не менее балет, в котором блистала Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова, пользовался успехом у публики и шёл несколько сезонов.

В 1916 году вариант балета для Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов.

Фредерик Аштон сочинил свою версию балета в 1952 году для великой английской балерины Марго Фонтейн. В нынешней Мариинской премьере главные партии готовят Виктория Терёшкина, Алина Сомова (Сильвия), Владимир Шкляров, Ксандер Париш (Аминта), Юрий Смекалов, Андрей Ермаков (Орион).
340px
© Светлана Аввакум
Творческая мастерская молодых хореографов
В рамках 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский»
Хэштег: #MariinskyWorkshop2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 13 апреля, 12:00
В воскресенье, 13 апреля, в последний день 14-го Международного фестиваля балета «Мариинский», на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлен специальный проект — «Творческая мастерская молодых хореографов». В рамках мастерской будут показаны балетные миниатюры, над созданием которых работают артисты балета, делающие первые шаги в качестве хореографов.

Инициатива Мариинского театра, предложившего молодым хореографам заявить о своих работах на большой сцене, сразу нашла хороший отклик среди ребят и впервые получила воплощение на 13-м Международном фестивале балета «Мариинский» в марте прошлого года. Некоторые из начинающих хореографов, являясь танцовщиками театра и живя в интенсивном графике репетиций и выступлений, тем не менее с увлечением взялись за работу, найдя время и силы для репетиций со своими коллегами, артистами балетной труппы театра.

Уже несколько недель в балетных классах исторической и новой сцен Мариинского театра идёт работа над созданием новых миниатюр ко второй творческой мастерской. На странице Мариинского театра ВКонтакте публикуются фоторепортажи из репетиционных классов и интервью с хореографами. Эти зарисовки дают возможность лучше познакомится с теми работами, которые будут представлены на сцене Мариинского-2, а затем, возможно, пополнят репертуар театра.

За публикациями, относящимися к проекту «Творческая мастерская молодых хореографов», можно следить при помощи хэштега #MariinskyWorkshop2014 (чтобы использовать возможности поиска, нужно быть авторизованным на сайте «ВКонтакте»).
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 27 марта, 19:30
В четверг, 27 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского в полусценической версии будет исполнена его опера «Сорочинская ярмарка».

Либретто оперы было написано самим композитором при участии его друга Арсения Голенищева-Кутузова по одноимённой повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Как и многие другие сочинения Мусоргского, «Сорочинская ярмарка» не была завершена. Работа над ней происходила с длительными перерывами: оттягивала силы параллельно создаваемая «Хованщина», мешали разного рода бытовые неурядицы. Начав сочинение оперы летом 1874 года, к 1880-му Мусоргский успел закончить два первых акта и написать «Думку» Параси и заключительный гопак для третьего акта. Вместе с тем композитор работал с большим энтузиазмом, по-настоящему увлекаясь гоголевским сюжетом. В одном из писем этих лет он писал: «А как велик Гоголь! Наслаждение при музыкальном изложении Пушкина (в „Борисе“) возрождается при музыкальном изложении Гоголя (в „Сорочинской“). Пушкин писал в драматической форме „Бориса“ не для сцены; Гоголь писал „Сорочинскую ярмарку“ — уж конечно не для сцены. Но оба гиганта творческою силою так тонко наметили контуры сценического действия, что только краски наводи». Этих «красок» в опере оказалось достаточно — её лирическая, пронизанная песенностью музыка обаятельна от первой до последней ноты, а герои по-настоящему сценичны. По-новому расцвёл в этом сочинении и яркий комический дар композитора, впервые «освобождённый» от трагического подтекста. «Сорочинская ярмарка» — одна из самых жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы картины народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору. Мусоргский использовал тринадцать подлинных народных напевов, а мелодии, созданные самим композитором, нередко трудно отличимы от народных.

Своей сценической жизнью «Сорочинская ярмарка» обязана кропотливому труду многих композиторов. Среди музыкантов, которые пытались её закончить, — Анатолий Лядов, Вячеслав Каратыгин, Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Музыковед Павел Ламм составил клавир «Сорочинской ярмарки» на основе автографов Мусоргского, а композитор Виссарион Шебалин завершил и оркестровал произведение, используя авторские черновые записи.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Александр Маркович (фортепиано)
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 29 марта, 19:00
В субботу, 29 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского выступит пианист Александр Маркович. Он сыграет цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» и представит серию импровизаций на темы из произведений Мусоргского: опер «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (импровизационная транскрипция Гопака), вокальных циклов «Детская» и «Раёк», романса «Блоха».

Александр Маркович часто включает в программы своих концертов импровизации на темы из различных произведений. В нынешнем сезоне он выступал в Концертном зале Мариинского театра с сольным концертом, в котором импровизировал на темы из опер русских и западноевропейских композиторов.
340px © Marco Borggreve
Юхо Похьонен (фортепиано)
«Фантазии»: сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 3 апреля, 19:00
В четверг, 3 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит пианист Юхо Похьонен. Программа его концерта составлена из сочинений, обозначенных композиторами как фантазии, то есть из сочинений, несущих идею творческой свободы. В разное время эта свобода трактовалась как отказ от какой-либо общепринятой формы-конструкции, как творческий эксперимент в техниках композиции и средствах языка. В таких сочинениях важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В концерте будут исполнены образцы фантазии эпохи венской классики (Фантазия до минор КV 475, Соната для фортепиано № 14 до минор КV 457 Вольфганга Амадея Моцарта и «Соната в духе фантазии» Людвига ван Бетховена), эпохи романтизма (Фантазия-соната «По прочтении Данте» Ференца Листа), а также известная «Соната-фантазия» Александра Скрябина.
Мариинский оркестр в лицах
Концерты камерной музыки
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 2 апреля, 19:00
Зал Прокофьева
Воскресенье, 6 апреля, 16:00
Зал Мусоргского
Пятница, 11 апреля, 16:00
Зал Прокофьева
Воскресенье, 13 апреля, 17:00
В первой половине апреля в Концертном зале Мариинского театра и в камерных залах новой сцены театра (Мариинский-2) состоится серия камерных концертов, в которых выступят артисты симфонического оркестра Мариинского театра. У слушателей появится возможность внимательнее наблюдать за работой музыкантов, чаще занятых в исполнении больших симфонических произведений. Этому будет способствовать и славный своей великолепной акустикой Концертный зал Мариинского театра, и формат камерных залов Мариинского-2, в которых зрители находятся на небольшом расстоянии от выступающих музыкантов.

В среду, 2 апреля в Концертном зале Мариинского театра будут исполнены сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Игоря Стравинского, Гаспара Кассадо и Оливье Мессиана. Во всех этих сочинениях будет играть виолончель (Дмитрий Ганенко), а также фортепиано (Станислав Соловьёв), скрипка (Станислав Измайлов) и кларнет (Иван Столбов).

В воскресенье, 6 апреля в Зале Прокофьева будут сыграны сочинения Антонио Вивальди, Фредерика Шопена, Клода Дебюсси, Энрике Гранадоса, Роберта Шумана и Альберта Цабеля. Исполнители — Мария Крушевская (арфа), Динара Муратова (альт), Олег Сендецкий (виолончель), Татьяна Хватова (флейта) и Родион Толмачёв (фагот).

В пятницу, 11 апреля в Зале Мусоргского прозвучат струнные квартеты Сергея Танеева и Дмитрия Шостаковича в исполнении артистов оркестра Алексея Лукирского (первая скрипка), Елены Луферовой (вторая скрипка), Динары Муратовой (альт) и Олега Сендецкого (виолончель).

В воскресенье, 13 апреля в Зале Прокофьева будут исполнены трио Иоганнеса Брамса (для кларнета, виолончели и фортепиано) и Дмитрия Шостаковича (для скрипки, виолончели и фортепиано). Исполнители — Виктория Боежова (скрипка), Олег Сендецкий (виолончель), Никита Ваганов (кларнет) и Станислав Соловьёв (фортепиано).
Гаврилин «Перезвоны»
Хор Мариинского театра
Дирижёр: Андрей Петренко
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 6 апреля, 19:00
В воскресенье, 6 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра хор Мариинского театра под управлением главного хормейстера Андрея Петренко исполнит «Перезвоны» Валерия Гаврилина — хоровую симфонию-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца.

В центре «Перезвонов» — история человеческой души, духовное возрастание человека. «По моему замыслу, — говорил композитор, — сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека — от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу — бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...». Драматургия произведения выстроена как движение от коллективного языческого ритуала — к молитвенному преображению личности и от весёлого буйства языческих по природе игрищ — к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.
340px
Пуччини «Триптих»
Постановка Вальтера Ле Моли (2003 г.)
Мариинский театр
Вторник, 22 апреля, 19:00
Во вторник, 22 апреля, впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будет представлен «Триптих» Джакомо Пуччини — оперный цикл, состоящий из трёх одноактных опер: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки». Несмотря на обычай ставить оперы цикла по отдельности, по замыслу Пуччини «Триптих» должен сохранять единство. Все три оперы демонстрируют высокий технический уровень, достигнутый музыкантом и драматургом, — мастерство, позволяющее всякий раз заключить в одно действие целую драму. Экономия и сдержанность хорошо чувствуются в музыкальном развитии, которое отличается миниатюризацией и изысканным выбором технических средств, давших импульс современному театру, тяготеющему к лаконизму и стремительному развитию действия без отклонений в сторону.

С 2003 года «Триптих» идёт на сцене Мариинского театра в постановке итальянской команды во главе с режиссёром Вальтером Ле Моли.
340px
Афиша апреля, мая и августа
Мариинский театр
Мариинский-2 (новая сцена, камерные залы)
Концертный зал Мариинского театра
На сайте Мариинского театра опубликованы афиши мая и августа. Билеты на все события трёх сцен Мариинского театра с 1 по 27 мая и с 1 по 24 августа уже в продаже на сайте и в кассах Мариинского театра. Программа 22-го Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей», который продлится с 28 мая по 31 июля, будет объявлена отдельно. Напоминаем, что на сайте также опубликована афиша апреля, билеты на все апрельские события находятся в продаже уже более месяца.

В нынешнем сезоне представления в Концертном зале Мариинского театра завершатся в июле, на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) — в воскресенье, 10 августа, а на исторической сцене театра — двумя неделями позднее, в воскресенье, 24 августа. Это будет последний день 231-го сезона, стартовавшего 8 сентября 2013 года. Таким образом, 231-й сезон продлится рекордные 50 недель.
700px
7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Хэштег: #PianoFestivalApril2014
Мариинский-2 (камерные залы), Концертный зал Мариинского театра
15—20 апреля
С 15 по 20 апреля в Концертном зале Мариинского театра и в камерных залах новой сцены (Мариинский-2) пройдёт 7-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма». Фестиваль, основанный в марте 2011 года, проводится два раза в год. По словам Валерия Гергиева, задача фестиваля — приглашать в Петербург музыкантов, которые получили международное признание, но пока менее известны в России, открывать новые имена и давать дорогу молодым талантам, а также популяризировать фортепианную музыку. Программы фестивалей «Лики современного пианизма» многосюжетны. На них встречаются пианисты разных поколений, разного творческого опыта и традиций.

Своеобразной «рамкой» нынешнего фестиваля станут концерты, в которых прозвучат сочинения двух композиторов: в первый вечер, 15 апреля, Евгений Королёв, Анна Винницкая, Люпка Хаджи-Георгиева и Степан Симонян исполнят клавирные концерты Баха, а в завершающий вечер, 20 апреля, состоится музыкальный марафон, в котором Алексей Володин сыграет все фортепианные концерты Бетховена.

В двух концертах фестиваля примет участие Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: в дневном концерте 19 апреля выступят Денис Мацуев и ученики профессора Евгения Королёва — Варвара Непомнящая и Адам Лалум, а в вечернем концерте будет солировать знаменитый пианист Нельсон Фрейре, музыкальная карьера которого продолжается уже 55 лет.

С сольными программами на сцене Концертного зала выступят Юлианна Авдеева (17 апреля), Андреа Луккезини (18 апреля) и Мирослав Култышев (20 апреля). Пианистка Мира Евтич, одна из основательниц фестиваля, выступит в роли аккомпаниатора в вокальном вечере тенора Эндрю Гудвина (16 апреля).

В камерных залах Мариинского-2 пройдут концерты, в фокусе которых — сочинения одного композитора: Бетховена (Ирина Беркович, 15 апреля), Шопена (Александр Сердар, 16 апреля), Шумана (Юки Оваскайнен, 17 апреля) и Хиндемита (Александр Кобрин и Роман Минц, 18 апреля), а также концерт из сочинений Брамса и Мусоргского (Александр Кобрин, 20 апреля).

Программу фестиваля дополнит лекция музыковеда и журналиста Майи Прицкер (17 апреля).
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша марта
— Афиша апреля
— Афиша мая
— Афиша августа
— «Лики современного пианизма»
— Фестиваль балета
— Абонементы сезона 2013/14
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
— 17 февраля 2014 г.
— 24 февраля 2014 г.
— 3 марта 2014 г.
— 10 марта 2014 г.
— 17 марта 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru