Мариинский театр Информационное письмо
Обзор событий с 3 по 31 марта 2014 г.
Фестиваль к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского
Мариинский театр
231-й сезон
Эта страница скомпилирована из блоков шести информационных писем, вышедших в феврале-марте, и содержит информацию о событиях фестиваля, посвящённого 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Этот масштабный фестиваль проходил на сценах и в залах Мариинского театра с 3 по 31 марта. Параллельно с информационными письмами, на странице Мариинского театра ВКонтакте выходили публикации о событиях фестиваля. Все эти публикации можно собрать в социальной сети воедино при помощи хэштега #мусоргский175.
700px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр, Мариинский-2, Концертный зал Мариинского театра
3—31 марта
Месяц март в Мариинском театре будет отмечен серией событий, объединённых в фестиваль, посвящённый 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 — 1881). Русские национальные черты в музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

В рамках мартовского фестиваля будут исполнены практически все сочинения Мусоргского. Прежде всего, это его творения в жанре оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой» — на исторической сцене Мариинского театра будут представлены обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.) и «Хованщина» — эти спектакли присутствуют в репертуаре театра. В полусценических и концертных версиях будут исполнены неоконченные оперы Мусоргского — «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» и «Саламбо». В концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра и в камерных залах новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2) прозвучат вокальные циклы, романсы и песни Мусоргского. Именно вокальная музыка является его специальностью. С одной стороны, композитор стремился к реализму, а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, Мусоргский сумел поставить новые, оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. Исключительной драматической силой среди этих сочинений отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в марте он будет исполнен дважды, под аккомпанемент фортепиано и симфонического оркестра). Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», она также будет исполнена в рамках фестиваля. Выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. В марте этот знаменитый цикл прозвучит трижды (в оригинальной версии, в переложении для брасс-ансамбля и в наиболее популярной оркестровке Мориса Равеля). Подробная информация о каждом событии фестиваля будет опубликована в следующих выпусках информационного письма.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Мусоргский «Борис Годунов»
Постановка Андрея Тарковского (1983 г.)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр
Понедельник, 3 марта, 19:00
Масштабный фестиваль, посвящённый 175-летию Модеста Мусоргского, откроется его оперой «Борис Годунов» (в редакции 1872 года), которая будет представлена на сцене Мариинского театра в понедельник, 3 марта. Авторская редакция 1872 года появилась в результате того, что музыкально-театральный комитет Императорских Санкт-Петербургских театров, в Дирекцию которых Мусоргский представил законченную партитуру своей оперы в 1870 году, отклонил её и вернул автору. Работая над новой редакцией, из оригинальной версии композитор убрал сцену у собора Василия Блаженного, но добавил так называемый «польский акт» (написав большую партию Марины Мнишек, а также тайного иезуита Рангони). Опера завершается сценой под Кромами. Постановка Андрея Тарковского, премьера которой состоялась на сцене лондонского театра Ковент Гарден в 1983 году, является единственной работой знаменитого кинорежиссёра в оперном жанре. В этом спектакле трагедия народа и трагедия правителя сосуществуют предельно плотно, а мир идей-образов, выстроенных режиссёром, по мнению музыкальных критиков и зрителей, является одним из самых убедительных, вдохновенных и драматичных прочтений знаменитой русской оперы. Спектаклем будет дирижировать Валерий Гергиев.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Мусоргский «Хованщина»
Постановка Леонида Баратова (1960 г.)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр
Пятница, 7 марта, 18:00
В пятницу, 7 марта на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию Модеста Мусоргского будет представлена его опера («народная музыкальная драма») «Хованщина» — легендарный спектакль в постановке Леонида Баратова и декорациях Фёдора Федоровского, долгожитель репертуара, который держится в афише Мариинского театра с 1960 года. Масштабное музыкальное полотно с красивейшими хорами, знаменитым оркестровым вступлением «Рассвет на Москва-реке», скульптурно выписанными образами раскольницы Марфы, Досифея, князей Ивана Хованского и Василия Голицына, боярина Фёдора Шакловитого — в этой опере и превосходные солисты, и хор, и оркестр проявляются мощно и ярко. В Мариинском театре «Хованщина» исполняется в оркестровке Дмитрия Шостаковича, раскрывающей масштаб и глубину этого драматического сочинения. Спектаклем будет дирижировать Валерий Гергиев, под управлением которого в течение последних 25 лет состоялось большинство представлений «Хованщины» на сцене Мариинского театра.
700px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Концерты вокальной музыки
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 5 марта, 19:00
Пятница, 7 марта, 19:00
Мариинский-2 (камерные залы)
Суббота, 8 марта, 14:00
Воскресенье, 9 марта, 16:00
Суббота, 15 марта, 16:00
Воскресенье, 16 марта, 11:30
Суббота, 22 марта, 16:00
Воскресенье, 23 марта, 15:00
Суббота, 29 марта, 16:00
Воскресенье, 30 марта, 16:00
В Мариинском театре открывается фестиваль, посвящённый 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. В нескольких концертах фестиваля будут представлены практически все камерные вокальные сочинения композитора. Именно вокальная музыка является специальностью Мусоргского. С одной стороны, композитор стремился к реализму, а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, он сумел поставить новые, оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. По словам Бориса Асафьева, в своих вокальных сочинениях Мусоргский демонстрирует способность «живописать в звуках стихию человеческого горя».

В среду, 5 марта, в Концертом зале Мариинского театра будет исполнен цикл «Юные годы», относящийся к раннему периоду творчества Мусоргского. Это собрание из восемнадцати романсов и песен, объединённых для предполагавшегося в 1866-67 годах издания. Однако здесь нет характерного для вокальных циклов стилистического и жанрового единства. Наоборот, «Юные годы» — широчайшая панорама вокально-камерных жанров. Цикл включает и «застольные» песни, и «салонные» романсы, и такие неординарные, выдуманные самим Мусоргским разновидности, как «этюд в народном стиле» и «музыкальный рассказ». В стилевом отношении в сборнике тот же размах: от ярко русской песни «Дуют ветры...» до «еврейской мелодии» «Царь Саул» и написанной в восточном стиле «Песни Балеарца» (фрагмент из неоконченной оперы «Саламбо»).

Новизна вокальной музыки композитора порой ставила его коллег в тупик. Александр Бородин считал творчество композитора чересчур «натуралистическим», Цезарь Кюи — «ерундовым», а Николаю Римскому-Корсакову казалось, что Мусоргский пишет «грязно и часто нелепо». В пятницу, 7 марта, в Концертном зале Мариинского театра слушатели смогут составить собственное впечатление о различии в стиле Мусоргского и его современников — арии и романсы композитора будут объединены в программе с вокальными сочинениями других представителей «Могучей кучки».

В течение четырёх уик-эндов в дневных концертах 8 и 9 марта, 15 и 16 марта, 22 и 23 марта, 29 и 30 марта в камерных залах новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2) вокальные сочинения Мусоргского будут звучать в исполнении солистов Академии молодых певцов Мариинского театра. Кульминацией этой серии концертов станет своеобразный музыкальный марафон «День с Мусоргским» (23 марта), в ходе которого в Мариинском-2 один за другим будут проходить концерты в камерных залах Прокофьева, Стравинского, Щедрина и Мусоргского.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Мусоргский «Женитьба»
Полусценическая версия
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 18 марта, 19:00
Пятница, 25 апреля, 19:00
Во вторник, 18 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского в полусценической версии будет представлена его опера «Женитьба».

Опера, написанная на текст комедии Николая Гоголя, — пожалуй, самый смелый эксперимент Мусоргского: впервые в истории русской оперы композитор нашёл звуковое воплощение не для поэтического либретто, а для бытовой прозы. Идею создания небывалой оперы Мусоргскому подал его друг и наставник, композитор Александр Даргомыжский. Известно, что «великий учитель музыкальной правды», как назвал его в одном из своих посвящений Мусоргский, пытался обнаружить и зафиксировать в нотах мелодику человеческой речи. Результатом этих поисков стала опера Даргомыжского «Каменный гость», в которой место распевных арий заняли развернутые речитативные сцены. Такой результат заинтересовал Мусоргского. И вот однажды Даргомыжский, вроде бы шутя, посоветовал молодому другу обратиться к «Женитьбе» Гоголя и целиком, не перерабатывая текста, положить её на музыку. Несмотря на кажущуюся абсурдность и рискованность замысла, Мусоргский загорелся этой идеей и за короткое время завершил первое действие. Риск был оправдан — через интонации реплик персонажей композитору удалось передать все хитросплетения их эмоций и переживаний. К тому же он добился в опере настолько умопомрачительного комического эффекта, что во время её домашнего исполнения певцы в середине партий заходились от смеха и отказывались продолжать. Несмотря на успех среди коллег, вскоре после окончания работы над первым действием Мусоргский разочаровался в собственном начинании и полностью завершил только клавир «Женитьбы» (хотя продолжал обращаться к прозе в вокальной лирике). После издания клавира в 1908 году собственные варианты оркестровки оперы создавали русские и иностранные музыканты. В 1991 году по заказу Мариинского театра новую оркестровую редакцию написал петербургский композитор Вячеслав Наговицин. Его инструментовка, очень тонкая и бережная, нигде не затеняющая вокальные партии, подчёркивает характеристичность музыки Мусоргского.

В концерте 18 марта также будут исполнены комические романсы Мусоргского. Опера «Женитьба» будет ещё раз представлена на сцене Концертного зала в пятницу, 25 апреля (вместе с полусценической версией оперы Игоря Стравинского «Мавра»).
Мусоргский «Борис Годунов»
Постановка Грэма Вика (2012 г.)
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр
Пятница, 21 марта, 19:00
В пятницу, 21 марта на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского будет представлена его опера «Борис Годунов» в авторской редакции 1869 года. Основной смысловой акцент первой авторской редакции (в которой отсутствуют «польский акт» и заключительная сцена под Кромами) смещён в сторону личной драмы царя Бориса. В Мариинском театре эта версия была впервые поставлена в 1997 году Александром Адабашьяном, а затем в 2002 — Виктором Крамером в сотрудничестве с художником Георгием Цыпиным. Премьера сценической версии известного британского режиссёра Грэма Вика состоялась в мае 2012 года и вызвала колоссальный общественный резонанс, в очередной раз обострив вопросы восприятия сценической эстетики современным зрителем.

Режиссёр Грэм Вик о смыслах оперы: «В XVI веке всероссийский самодержец Иван Грозный просит руки королевы Англии Елизаветы I. Вскоре после этого Холиншед публикует свои исторические хроники, в которых Шекспир обнаружит историю одного из шотландских королей — Макбета. Спустя 300 лет Карамзин напишет „Историю государства Российского“, из которой Пушкин позаимствует идеальный сюжет для своей драмы в шекспировском духе — „Борис Годунов“. И снова далёкая история будет переосмыслена как универсальная драма. Экзистенциальные поиски XIX века разродились трясиной нигилистских произведений, изображающих цикл человеческой жизни, как изначально обречённый на провал. От вагнеровского „Кольца“ до ошеломляющего сочинения Мусоргского — „Бориса“, человек, движимый сложнейшими стремлениями и притязаниями, одержимый потребностью в бессмертии и столько всего создавший, приходит к отрицанию, разочарованию и опустошению. Пимен пытается обессмертить себя не в ученике Отрепьеве, а в своём детище — своей „Летописи“; Борис ищет бессмертие в своём сыне, которому завещает трон, принесший ему самому лишь страх и отчаяние. Ради кого? Ради Фёдора или ради себя? Церковь пытается увековечить себя через союз с Борисом — не является ли разоблачение Отрепьева и своевременная панихида по Димитрию всего-навсего политическим манёвром с целью упрочения земной власти? Великие писатели и композиторы берут за основу былые истории, однако видеть прошлое и провидеть будущее они могут только сквозь призму собственного опыта. Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далёких времён».
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Екатерина Семенчук (меццо-сопрано)
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 21 марта, 19:00
В пятницу, 21 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского состоится сольный концерт солистки оперной труппы Мариинского театра меццо-сопрано Екатерины Семенчук. В этом вокальном вечере прозвучат романсы Мусоргского «Где ты, звёздочка?», «Что вам слова любви?», «Забытый», «Молитва», «Ночь», «Стрекотунья-белобока», «Колыбельная Ерёмушке», «Еврейская песня», «Козёл», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», а также его вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Партию фортепиано исполнит Наталия Мордашова.

По своему смысловому, образно-содержательному, эмоциональному и интонационному богатству и разнообразию сфера камерно-вокального жанра в творчестве Мусоргского не уступает его инструментальным и оперным сочинениям, а, возможно, даже в чём-то и превосходит их. Мусоргский раздвинул границы жанра шире, чем кто-либо из его композиторов-современников. Он вводит в основное «русло» русского романса жанры, в отечественной музыкальной традиции прежде не существовавшие (этюд в народном стиле «Калистратушка») или считавшиеся маргинальными, как комические песни (пародийные музыкальные памфлеты и шутки «Классик», «Раёк», картинка с натуры «Семинарист», светская сказочка «Козёл»). Но и традиционные жанры — баллада («Забытый», по знаменитой картине Василия Верещагина), лирический монолог («Из слёз моих выросло много»), элегия («Элегия» из цикла «Без солнца») — звучат абсолютно по-мусоргски, полностью переосмысленными. Особенно удаются композитору народные типы (песенка дурачка «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», детская мольба-причитание «Сиротка»).

Одна из вершин позднего вокального творчества Мусоргского — цикл «Песни и пляски смерти» на слова Арсения Голенищева-Кутузова — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Это четыре портрета Смерти (обманчиво-утешающей, ласковой, обольстительной и, наконец, демонически торжествующей) и её жертв (больного ребенка, юной девушки, замерзающего мужичка и погибших на поле брани солдат). Никогда ещё в одном произведении Смерть не представала такой многоликой, почти обретающей плоть и кровь и оттого еще более ужасающей. По словам Бориса Асафьева, в своих вокальных сочинениях Мусоргский демонстрирует способность «живописать в звуках стихию человеческого горя».
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Брасс-ансамбль Мариинского театра
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 22 марта, 19:00
В субботу, 22 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского выступит Брасс-ансамбль Мариинского театра. Музыканты исполнят произведения Мусоргского в переложении для медных духовых инструментов: симфонические картины «Рассвет на Москва-реке» (вступление к опере «Хованщина») и «Ночь на Лысой горе», а также цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки».

Краткое вступление к опере «Хованщина», которое Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке», — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, — надежда на прекрасное будущее России. В письме от 23 июля 1873 года композитор сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета на Москве-реке» стоит дата — 2 сентября 1874 года.

Мусоргский написал лишь несколько сочинений для оркестра. Среди них выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». В 1860 году по прочтении драмы «Ведьма» товарища по школе гвардейских подпрапорщиков Георгия Менгдена (сочинение не сохранилось), Мусоргский собрался написать вокально-сценическую композицию, в которой участвовали бы солисты, хор и оркестр, и даже начал набрасывать Хор ведьм. Однако замысел был надолго отложен. Лишь через семь лет Мусоргский вернулся к нему, но уже в другом — чисто оркестровом варианте. Сценарий программного сочинения таков: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни; 2. Поезд Сатаны; 3. Поганая слава Сатане; 4. Шабаш. Следуя этой программе, композитор тщательно продумал форму и оркестровку своего произведения. Мусоргский гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным»: форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо и красочно передать особенности замысла. Однако друзья и коллеги композитора не оценили его нового произведения по достоинству. Милий Балакирев, глава содружества композиторов «Могучая кучка», остался недоволен работой Мусоргского и не захотел исполнить её в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой в то время руководил. «Ночь на Лысой горе» существует в оригинальной авторской версии, но она была впервые опубликована только в 1968 году и исполнена четырьмя годами позднее. Более широкое распространение получила версия Римского-Корсакова, которая существенно отличается от оригинальной, прежде всего, составом оркестра.
700px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Симфонический оркестр Мариинского театра
Солистка: Ольга Бородина (меццо-сопрано)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 23 марта, 20:00
В воскресенье, 23 марта, в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит два известных сочинения композитора — вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (солистка: Ольга Бородина) и цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля.

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова, младшего друга Мусоргского, создавался с 1875 по 1877 год. Этому предшествовал период, когда умерли нескольких друзей композитора. Смерть, унесшую его товарищей, Мусоргский называл «палачом», «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в её проклятом визите». И вот она стала центральной идеей вокального цикла, первоначальный замысел которого состоял из четырёх частей с таким содержанием: 1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола; 2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины; 3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для неё бале; 4. Аника-воин и смерть. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Образ смерти в её разных обличьях дан с потрясающей силой выражения. Первым был написан «Трепак», он посвящён крупнейшему русскому басу Осипу Петрову; затем «Колыбельная», она посвящена выдающейся певице Анне Воробьёвой-Петровой; далее «Серенада», посвящённая Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки; и двумя годами позднее Мусоргский написал «Полководца», на одном из фрагментов автографа которого стоит посвящение автору текста Арсению Голенищеву-Кутузову.

Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» является одним из наиболее выдающихся произведений Мусоргского. Он был написан в 1874 году в память о друге художнике и архитекторе Викторе Гартмане. В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за пятнадцать лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. «Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. К «Картинкам с выставки» написано множество оркестровых аранжировок. Наиболее известной и часто исполняемой является версия Мориса Равеля. Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком фортепианного цикла, его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Хоры и сцены из опер Мусоргского
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Суббота, 22 марта, 19:30
В субботу, 22 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского солисты, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением главного хормейстера театра Андрея Петренко исполнят три хоровых сочинения Мусоргского — «Иисус Навин» для солистов, хора и оркестра (на текст Ветхого Завета в обработке Модеста Мусоргского), «Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра (на текст Джорджа Байрона) и хор из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип». В концерте также будут исполнены сцены из опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

В основе хоровых сочинений «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба» лежат библейские сюжеты, в музыке преобладают еврейские народные мотивы. Настрой Мусоргского по отношению к еврейской нации был нетипичным для той эпохи: у него нет ни тени насмешки или предвзятости к гонимому народу. Музыку, напротив, пронизывает теплота и даже восторженность. Помимо этих двух хоров Мусоргский использовал еврейский мелос в песне «Царь Саул», в неоконченной опере «Саламбо», в «Еврейской песне для голоса и фортепиано» и в шестом номере фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Два еврея, богатый и бедный».

Примечательно, что на не сохранившейся ныне решётке, окружавшей надгробный памятник Мусоргскому в Александро-Невской лавре, по совету Владимира Стасова были выкованы нотные изображения наиболее значительных музыкальных тем композитора: из оперы «Борис Годунов» и из хора «Иисус Навин».
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Александр Маркович (фортепиано)
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Суббота, 29 марта, 19:00
В субботу, 29 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского выступит пианист Александр Маркович. Он сыграет цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» и представит серию импровизаций на темы из произведений Мусоргского: опер «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (импровизационная транскрипция Гопака), вокальных циклов «Детская» и «Раёк», романса «Блоха».

Александр Маркович часто включает в программы своих концертов импровизации на темы из различных произведений. В нынешнем сезоне он выступал в Концертном зале Мариинского театра с сольным концертом, в котором импровизировал на темы из опер русских и западноевропейских композиторов.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Мусоргский «Саламбо»
Концертное исполнение
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 25 марта, 19:00
Вторник, 1 апреля, 19:00
Во вторник, 25 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского будет исполнена его незавершённая опера «Саламбо».

Сочинение стало первой оперой Мусоргского; над ней он работал с 1863 по 1866 годы. Композитор сам написал либретто на сюжет одноимённого романа Гюстава Флобера, прочитанного им в русском переводе в «Отечественных записках» в 1862 году. Исторический роман французского писателя-реалиста описывает события, происходившие в Карфагене во время восстания наемников (ок. 240 года до н.э.). Мусоргский был поражен красотой мира, описанного в романе. Здесь кипели страсти, сверкали краски, в один трагический клубок сплетались судьбы людей и народов. Перед читателем вставал образ древнего Карфагена — могучей державы, соперницы Рима — во всей его ослепительной роскоши, с блистательными военными победами, буйными ночными пирами и таинственным культом богини Танит. И здесь же — пёстрая, многоязычная смесь племён и народов, рабов и наемников, на которых держалась военная мощь Карфагена, но которые в один день взбунтовались против него, открыв полосу страшных бедствий и кровопролитий. Флобер не приукрашивал этих невежественных варваров, но он заставлял любоваться их первозданной силой и красотой, неповторимым сочетанием в них животной грубости, детской непосредственности и открытости чувств. Одна за другой рождались в голове композитора прекрасные, выразительные музыкальные темы, особенно — для массовых эпизодов. В лучших из них уже ясно вырисовывался особый, своеобразный музыкальный язык Мусоргского, незаметно для самого композитора, несущий чисто русский характер. Долгое время он сам не замечал этого. Ему, например, казалось, что красочно и необычно звучащие гармонические последовательности отвечают экзотическому характеру сюжета. На самом же деле новый гармонический язык рождался на основе свободного творческого осмысления особенностей исконнорусской народной мелодики. Когда композитор осознал это и увидел, что созданные им образы далеки от подлинного, исторического Карфагена, он охладел к своей работе. «Саламбо» осталось незавершенным произведением, но оставило глубокий след в творчестве Мусоргского. Прекратив работу, он продолжал бережно хранить написанное. Лучшие из музыкальных тем и отрывков нашли впоследствии иное применение: в доработанном виде они вошли в оперу «Борис Годунов», где оказался уместным их русский характер. В целом же в работе над «Саламбо» заметно выросло и окрепло мастерство Мусоргского, особенно в области массовых сцен.

Во вторник, 1 апреля опера «Саламбо» будет исполнена в Концертном зале Мариинского театра ещё раз.
Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Полусценическая версия
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 27 марта, 19:30
В четверг, 27 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского в полусценической версии будет исполнена его опера «Сорочинская ярмарка».

Либретто оперы было написано самим композитором при участии его друга Арсения Голенищева-Кутузова по одноимённой повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Как и многие другие сочинения Мусоргского, «Сорочинская ярмарка» не была завершена. Работа над ней происходила с длительными перерывами: оттягивала силы параллельно создаваемая «Хованщина», мешали разного рода бытовые неурядицы. Начав сочинение оперы летом 1874 года, к 1880-му Мусоргский успел закончить два первых акта и написать «Думку» Параси и заключительный гопак для третьего акта. Вместе с тем композитор работал с большим энтузиазмом, по-настоящему увлекаясь гоголевским сюжетом. В одном из писем этих лет он писал: «А как велик Гоголь! Наслаждение при музыкальном изложении Пушкина (в „Борисе“) возрождается при музыкальном изложении Гоголя (в „Сорочинской“). Пушкин писал в драматической форме „Бориса“ не для сцены; Гоголь писал „Сорочинскую ярмарку“ — уж конечно не для сцены. Но оба гиганта творческою силою так тонко наметили контуры сценического действия, что только краски наводи». Этих «красок» в опере оказалось достаточно — её лирическая, пронизанная песенностью музыка обаятельна от первой до последней ноты, а герои по-настоящему сценичны. По-новому расцвёл в этом сочинении и яркий комический дар композитора, впервые «освобождённый» от трагического подтекста. «Сорочинская ярмарка» — одна из самых жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы картины народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору. Мусоргский использовал тринадцать подлинных народных напевов, а мелодии, созданные самим композитором, нередко трудно отличимы от народных.

Своей сценической жизнью «Сорочинская ярмарка» обязана кропотливому труду многих композиторов. Среди музыкантов, которые пытались её закончить, — Анатолий Лядов, Вячеслав Каратыгин, Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Музыковед Павел Ламм составил клавир «Сорочинской ярмарки» на основе автографов Мусоргского, а композитор Виссарион Шебалин завершил и оркестровал произведение, используя авторские черновые записи.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Мусоргский и современники
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Понедельник, 31 марта, 19:00
В понедельник, 31 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра состоится концерт солистов оперы. По сложившейся в нынешнем сезоне традиции, его программу определяли слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра. Программу концерта последнего вечера марта составят фрагменты из произведений Модеста Мусоргского и его современников — Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Опросы на странице ВКонтакте
Хэштег: #мусоргский175
http://vk.com/mariinsky.theatre
3—31 марта
В течение фестиваля, посвящённого 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского, на странице Мариинского театра ВКонтакте проводились опросы, связанные с творчеством композитора. Зрители обсуждали оркестровки «Хованщины» и авторские редакции «Бориса Годунова», части фортепианного цикла «Картинки с выставки» и вокального цикла «Песни и пляски смерти», а также другие вопросы. На странице театра были опубликованы снимки программок спектаклей «Борис Годунов» и «Хованщина», которые шли на сцене Мариинского театра в 1964 году, в год 125-летия со дня рождения Мусоргского.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
— 17 февраля 2014 г.
— 24 февраля 2014 г.
— 3 марта 2014 г.
— 10 марта 2014 г.
— 17 марта 2014 г.
— 24 марта 2014 г.
— 31 марта 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru