|
||||||||||
Фестиваль к
Хэштег: #мусоргский175 Мариинский театр, 3—31 марта
Месяц март в Мариинском театре будет отмечен серией событий, объединённых
в фестиваль,
посвящённый 175-летию со дня рождения
великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 — 1881).
Русские национальные черты в музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение.
Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней,
в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом,
из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов.
На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки,
а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
В рамках мартовского фестиваля будут исполнены практически все сочинения Мусоргского. Прежде всего, это его творения в жанре оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой» — на исторической сцене Мариинского театра будут представлены обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.) и «Хованщина» — эти спектакли присутствуют в репертуаре театра. В полусценических и концертных версиях будут исполнены неоконченные оперы Мусоргского — «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» и «Саламбо». В концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра и в камерных залах новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2) прозвучат вокальные циклы, романсы и песни Мусоргского. Именно вокальная музыка является его специальностью. С одной стороны, композитор стремился к реализму, а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, Мусоргский сумел поставить новые, оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. Исключительной драматической силой среди этих сочинений отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в марте он будет исполнен дважды, под аккомпанемент фортепиано и симфонического оркестра). Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», она также будет исполнена в рамках фестиваля. Выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. В марте этот знаменитый цикл прозвучит трижды (в оригинальной версии, в переложении для брасс-ансамбля и в наиболее популярной оркестровке Мориса Равеля). Подробная информация о каждом событии фестиваля будет опубликована в следующих выпусках информационного письма. |
||||||||||
Мусоргский «Борис Годунов»
Постановка Андрея Тарковского (1983 г.) Дирижёр: Валерий Гергиев Хэштег: #мусоргский175 Мариинский театр Понедельник, 3 марта, 19:00
Масштабный фестиваль,
посвящённый
|
Мусоргский «Хованщина»
Постановка Леонида Баратова (1960 г.) Дирижёр: Валерий Гергиев Хэштег: #мусоргский175 Мариинский театр Пятница, 7 марта, 18:00
В пятницу, 7 марта
на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля к
|
|||||||||
Фестиваль к
Концерты вокальной музыки Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Среда, 5 марта, 19:00 Пятница, 7 марта, 19:00 Суббота, 8 марта, 14:00 Воскресенье, 9 марта, 16:00 Суббота, 15 марта, 16:00 Воскресенье, 16 марта, 11:30 Суббота, 22 марта, 16:00 Воскресенье, 23 марта, 15:00 Суббота, 29 марта, 16:00 Воскресенье, 30 марта, 16:00
В Мариинском театре открывается фестиваль,
посвящённый 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. В нескольких концертах фестиваля будут представлены практически все камерные
вокальные сочинения композитора. Именно вокальная музыка является специальностью Мусоргского. С одной стороны, композитор стремился к реализму,
а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, он сумел поставить новые,
оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. По словам Бориса Асафьева, в своих вокальных сочинениях
Мусоргский демонстрирует способность «живописать в звуках стихию человеческого горя».
В среду, 5 марта, в Концертом зале Мариинского театра будет исполнен цикл «Юные годы», относящийся к раннему периоду творчества Мусоргского. Это собрание из восемнадцати романсов и песен, объединённых для предполагавшегося в 1866-67 годах издания. Однако здесь нет характерного для вокальных циклов стилистического и жанрового единства. Наоборот, «Юные годы» — широчайшая панорама вокально-камерных жанров. Цикл включает и «застольные» песни, и «салонные» романсы, и такие неординарные, выдуманные самим Мусоргским разновидности, как «этюд в народном стиле» и «музыкальный рассказ». В стилевом отношении в сборнике тот же размах: от ярко русской песни «Дуют ветры...» до «еврейской мелодии» «Царь Саул» и написанной в восточном стиле «Песни Балеарца» (фрагмент из неоконченной оперы «Саламбо»). Новизна вокальной музыки композитора порой ставила его коллег в тупик. Александр Бородин считал творчество композитора чересчур «натуралистическим», Цезарь Кюи — «ерундовым», а Николаю Римскому-Корсакову казалось, что Мусоргский пишет «грязно и часто нелепо». В пятницу, 7 марта, в Концертном зале Мариинского театра слушатели смогут составить собственное впечатление о различии в стиле Мусоргского и его современников — арии и романсы композитора будут объединены в программе с вокальными сочинениями других представителей «Могучей кучки». В течение четырёх уик-эндов в дневных концертах 8 и 9 марта, 15 и 16 марта, 22 и 23 марта, 29 и 30 марта в камерных залах новой сцены Мариинского театра ( |
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Фестиваль к
Екатерина Семенчук Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Пятница, 21 марта, 19:00
В пятницу, 21 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к
По своему смысловому, образно-содержательному, эмоциональному и интонационному богатству и разнообразию сфера камерно-вокального жанра в творчестве Мусоргского не уступает его инструментальным и оперным сочинениям, а, возможно, даже в чём-то и превосходит их. Мусоргский раздвинул границы жанра шире, чем кто-либо из его композиторов-современников. Он вводит в основное «русло» русского романса жанры, в отечественной музыкальной традиции прежде не существовавшие (этюд в народном стиле «Калистратушка») или считавшиеся маргинальными, как комические песни (пародийные музыкальные памфлеты и шутки «Классик», «Раёк», картинка с натуры «Семинарист», светская сказочка «Козёл»). Но и традиционные жанры — баллада («Забытый», по знаменитой картине Василия Верещагина), лирический монолог («Из слёз моих выросло много»), элегия («Элегия» из цикла «Без солнца») — звучат абсолютно по-мусоргски, полностью переосмысленными. Особенно удаются композитору народные типы (песенка дурачка «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», детская мольба-причитание «Сиротка»). Одна из вершин позднего вокального творчества Мусоргского — цикл «Песни и пляски смерти» на слова Арсения Голенищева-Кутузова — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Это четыре портрета Смерти (обманчиво-утешающей, ласковой, обольстительной и, наконец, демонически торжествующей) и её жертв (больного ребенка, юной девушки, замерзающего мужичка и погибших на поле брани солдат). Никогда ещё в одном произведении Смерть не представала такой многоликой, почти обретающей плоть и кровь и оттого еще более ужасающей. По словам Бориса Асафьева, в своих вокальных сочинениях Мусоргский демонстрирует способность «живописать в звуках стихию человеческого горя». |
Фестиваль к
Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Суббота, 22 марта, 19:00
В субботу, 22 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к
Краткое вступление к опере «Хованщина», которое Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке», — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, — надежда на прекрасное будущее России. В письме от 23 июля 1873 года композитор сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета на Москве-реке» стоит дата — 2 сентября 1874 года. Мусоргский написал лишь несколько сочинений для оркестра. Среди них выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». В 1860 году по прочтении драмы «Ведьма» товарища по школе гвардейских подпрапорщиков Георгия Менгдена (сочинение не сохранилось), Мусоргский собрался написать вокально-сценическую композицию, в которой участвовали бы солисты, хор и оркестр, и даже начал набрасывать Хор ведьм. Однако замысел был надолго отложен. Лишь через семь лет Мусоргский вернулся к нему, но уже в другом — чисто оркестровом варианте. Сценарий программного сочинения таков: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни; 2. Поезд Сатаны; 3. Поганая слава Сатане; 4. Шабаш. Следуя этой программе, композитор тщательно продумал форму и оркестровку своего произведения. Мусоргский гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным»: форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо и красочно передать особенности замысла. Однако друзья и коллеги композитора не оценили его нового произведения по достоинству. Милий Балакирев, глава содружества композиторов «Могучая кучка», остался недоволен работой Мусоргского и не захотел исполнить её в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой в то время руководил. «Ночь на Лысой горе» существует в оригинальной авторской версии, но она была впервые опубликована только в 1968 году и исполнена четырьмя годами позднее. Более широкое распространение получила версия Римского-Корсакова, которая существенно отличается от оригинальной, прежде всего, составом оркестра. |
|||||||||
Фестиваль к
Симфонический оркестр Мариинского театра Солистка: Ольга Бородина Дирижёр: Валерий Гергиев Хэштег: #мусоргский175 Воскресенье, 23 марта, 20:00
В воскресенье, 23 марта,
в рамках фестиваля к
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова, младшего друга Мусоргского, создавался с 1875 по 1877 год. Этому предшествовал период, когда умерли нескольких друзей композитора. Смерть, унесшую его товарищей, Мусоргский называл «палачом», «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в её проклятом визите». И вот она стала центральной идеей вокального цикла, первоначальный замысел которого состоял из четырёх частей с таким содержанием: 1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола; 2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины; 3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для неё бале; 4. Аника-воин и смерть. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Образ смерти в её разных обличьях дан с потрясающей силой выражения. Первым был написан «Трепак», он посвящён крупнейшему русскому басу Осипу Петрову; затем «Колыбельная», она посвящена выдающейся певице Анне Воробьёвой-Петровой; далее «Серенада», посвящённая Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки; и двумя годами позднее Мусоргский написал «Полководца», на одном из фрагментов автографа которого стоит посвящение автору текста Арсению Голенищеву-Кутузову. Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» является одним из наиболее выдающихся произведений Мусоргского. Он был написан в 1874 году в память о друге художнике и архитекторе Викторе Гартмане. В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за пятнадцать лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. «Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. К «Картинкам с выставки» написано множество оркестровых аранжировок. Наиболее известной и часто исполняемой является версия Мориса Равеля. Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком фортепианного цикла, его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала. |
||||||||||
Фестиваль к
Хоры и сцены из опер Мусоргского Хэштег: #мусоргский175 Суббота, 22 марта, 19:30
В субботу, 22 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к
В основе хоровых сочинений «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба» лежат библейские сюжеты, в музыке преобладают еврейские народные мотивы. Настрой Мусоргского по отношению к еврейской нации был нетипичным для той эпохи: у него нет ни тени насмешки или предвзятости к гонимому народу. Музыку, напротив, пронизывает теплота и даже восторженность. Помимо этих двух хоров Мусоргский использовал еврейский мелос в песне «Царь Саул», в неоконченной опере «Саламбо», в «Еврейской песне для голоса и фортепиано» и в шестом номере фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Два еврея, богатый и бедный». Примечательно, что на не сохранившейся ныне решётке, окружавшей надгробный памятник Мусоргскому в Александро-Невской лавре, по совету Владимира Стасова были выкованы нотные изображения наиболее значительных музыкальных тем композитора: из оперы «Борис Годунов» и из хора «Иисус Навин». |
Фестиваль к
Александр Маркович Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Суббота, 29 марта, 19:00
В субботу, 29 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к
Александр Маркович часто включает в программы своих концертов импровизации на темы из различных произведений. В нынешнем сезоне он выступал в Концертном зале Мариинского театра с сольным концертом, в котором импровизировал на темы из опер русских и западноевропейских композиторов. |
|||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Фестиваль к
Мусоргский и современники Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Понедельник, 31 марта, 19:00
В понедельник, 31 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра состоится концерт солистов оперы. По сложившейся в нынешнем сезоне традиции,
его программу определяли слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра. Программу концерта последнего вечера марта составят
фрагменты из произведений Модеста Мусоргского и его современников —
Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
|
Фестиваль к
Опросы на странице ВКонтакте Хэштег: #мусоргский175 http://vk.com/mariinsky.theatre 3—31 марта
В течение фестиваля, посвящённого
|
|||||||||