Сезон 2013/14: 24 25 26 27 28 29 30 Все выпуски | ||||||||||
|
||||||||||
Уральский академический филармонический оркестр
Солист: Денис Мацуев (фортепиано) Дирижёр: Валерий Гергиев Вторник, 25 марта, 19:00
Во вторник, 25 марта
на новой сцене Мариинского театра
Уральский академический филармонический оркестр был основан в 1936 году. С 1995 года им руководит Дмитрий Лисс — представитель московской дирижёрской школы, выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. Каждый сезон коллектив представляет свыше 70 программ и более 100 концертов. Им записано около 20 дисков (в сотрудничестве с компаниями Warner Classics International и Mirare). С 1996 года действует Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра, благодаря которому оркестр имеет великолепное инструментальное оснащение — струнный квартет Вильома, шедевры Бергонци, Гварнери, Руджери и других великих мастеров прошлого. Уральский академический филармонический оркестр — единственный оркестр в России, учредивший собственный конкурс, призванный стимулировать развитие симфонической музыки для детей. В период с 2006 по 2012 годы в открытом Всероссийском конкурсе композиторов по созданию симфонической музыки для детей «Петя и Волк» приняли участие 74 композитора. В сезоне 2011/12 Уральский академический филармонический оркестр провёл первый собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра — оркестром дирижировали Валерий Гергиев и Дмитрий Лисс, в концертах солировали пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский, скрипач Вадим Репин, принимали участие артисты хора и солисты оперной труппы Мариинского театра. |
||||||||||
Фестиваль к
Екатерина Семенчук Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Пятница, 21 марта, 19:00
В пятницу, 21 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к
По своему смысловому, образно-содержательному, эмоциональному и интонационному богатству и разнообразию сфера камерно-вокального жанра в творчестве Мусоргского не уступает его инструментальным и оперным сочинениям, а, возможно, даже в чём-то и превосходит их. Мусоргский раздвинул границы жанра шире, чем кто-либо из его композиторов-современников. Он вводит в основное «русло» русского романса жанры, в отечественной музыкальной традиции прежде не существовавшие (этюд в народном стиле «Калистратушка») или считавшиеся маргинальными, как комические песни (пародийные музыкальные памфлеты и шутки «Классик», «Раёк», картинка с натуры «Семинарист», светская сказочка «Козёл»). Но и традиционные жанры — баллада («Забытый», по знаменитой картине Василия Верещагина), лирический монолог («Из слёз моих выросло много»), элегия («Элегия» из цикла «Без солнца») — звучат абсолютно по-мусоргски, полностью переосмысленными. Особенно удаются композитору народные типы (песенка дурачка «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке», детская мольба-причитание «Сиротка»). Одна из вершин позднего вокального творчества Мусоргского — цикл «Песни и пляски смерти» на слова Арсения Голенищева-Кутузова — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Это четыре портрета Смерти (обманчиво-утешающей, ласковой, обольстительной и, наконец, демонически торжествующей) и её жертв (больного ребенка, юной девушки, замерзающего мужичка и погибших на поле брани солдат). Никогда ещё в одном произведении Смерть не представала такой многоликой, почти обретающей плоть и кровь и оттого еще более ужасающей. По словам Бориса Асафьева, в своих вокальных сочинениях Мусоргский демонстрирует способность «живописать в звуках стихию человеческого горя». |
Фестиваль к
Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Суббота, 22 марта, 19:00
В субботу, 22 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к
Краткое вступление к опере «Хованщина», которое Мусоргский назвал «Рассвет на Москве-реке», — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, — надежда на прекрасное будущее России. В письме от 23 июля 1873 года композитор сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета на Москве-реке» стоит дата — 2 сентября 1874 года. Мусоргский написал лишь несколько сочинений для оркестра. Среди них выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». В 1860 году по прочтении драмы «Ведьма» товарища по школе гвардейских подпрапорщиков Георгия Менгдена (сочинение не сохранилось), Мусоргский собрался написать вокально-сценическую композицию, в которой участвовали бы солисты, хор и оркестр, и даже начал набрасывать Хор ведьм. Однако замысел был надолго отложен. Лишь через семь лет Мусоргский вернулся к нему, но уже в другом — чисто оркестровом варианте. Сценарий программного сочинения таков: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни; 2. Поезд Сатаны; 3. Поганая слава Сатане; 4. Шабаш. Следуя этой программе, композитор тщательно продумал форму и оркестровку своего произведения. Мусоргский гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным»: форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо и красочно передать особенности замысла. Однако друзья и коллеги композитора не оценили его нового произведения по достоинству. Милий Балакирев, глава содружества композиторов «Могучая кучка», остался недоволен работой Мусоргского и не захотел исполнить её в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой в то время руководил. «Ночь на Лысой горе» существует в оригинальной авторской версии, но она была впервые опубликована только в 1968 году и исполнена четырьмя годами позднее. Более широкое распространение получила версия Римского-Корсакова, которая существенно отличается от оригинальной, прежде всего, составом оркестра. |
|||||||||
Фестиваль к
Симфонический оркестр Мариинского театра Солистка: Ольга Бородина Дирижёр: Валерий Гергиев Хэштег: #мусоргский175 Воскресенье, 23 марта, 20:00
В воскресенье, 23 марта,
в рамках фестиваля к
Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова, младшего друга Мусоргского, создавался с 1875 по 1877 год. Этому предшествовал период, когда умерли нескольких друзей композитора. Смерть, унесшую его товарищей, Мусоргский называл «палачом», «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в её проклятом визите». И вот она стала центральной идеей вокального цикла, первоначальный замысел которого состоял из четырёх частей с таким содержанием: 1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола; 2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины; 3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для неё бале; 4. Аника-воин и смерть. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своём жанре. Образ смерти в её разных обличьях дан с потрясающей силой выражения. Первым был написан «Трепак», он посвящён крупнейшему русскому басу Осипу Петрову; затем «Колыбельная», она посвящена выдающейся певице Анне Воробьёвой-Петровой; далее «Серенада», посвящённая Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки; и двумя годами позднее Мусоргский написал «Полководца», на одном из фрагментов автографа которого стоит посвящение автору текста Арсению Голенищеву-Кутузову. Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» является одним из наиболее выдающихся произведений Мусоргского. Он был написан в 1874 году в память о друге художнике и архитекторе Викторе Гартмане. В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за пятнадцать лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. «Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. К «Картинкам с выставки» написано множество оркестровых аранжировок. Наиболее известной и часто исполняемой является версия Мориса Равеля. Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком фортепианного цикла, его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала. |
||||||||||
Клод Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Впервые на новой сцене Понедельник, 24 марта, 19:00
В понедельник, 24 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет впервые представлена опера (лирическая драма) Клода Дебюсси
«Пеллеас и Мелизанда». Спектакль, поставленный американским режиссёром Даниэлом Креймером,
ранее шёл на исторической сцене театра.
В истории музыкального театра «Пеллеас и Мелизанда» занимает особое место. Это высшее завоевание импрессионизма в опере. Тончайшая звукопись раскрывает духовную жизнь человека. Замысел произведения, его стиль и образы противопоставлены вагнеровской музыкальной драме, в частности «Тристану и Изольде», с характерной для этой оперы подчёркнутой экспрессией и экстатичностью. Внешнего действия в «Пеллеасе и Мелизанде» очень мало, как и в драме Мориса Метерлинка, послужившей основой для оперы (текст пьесы сохранён, только несколько сжат). Всё происходящее на сцене совершается как бы в глубине души героев, и только отзвуки этого интенсивного процесса получают внешнее выражение. В опере преобладает декламационное, речитативное начало, стремление воплотить живые интонации речи. На музыке явственно сказывается воздействие Мусоргского, которого Дебюсси высоко ценил. Однако «Пеллеас и Мелизанда» — произведение глубоко своеобразное, связанное с национальной французской традицией романтической и лирической оперы. Уделяя большое внимание вокальному началу, Дебюсси мастерски использует оркестр: он создаёт зыбкую и таинственную атмосферу действия и досказывает то, что недоговорено героями. История горестной любви Мелизанды и Пеллеаса, равно как и страдания ревнивого мужа-братоубийцы Голо воплощены композитором с удивительной поэтической прелестью. Отсутствие внешнего драматизма и острой конфликтности (такова сознательно поставленная автором задача) восполняется поэтической передачей настроения и колорита, преимущественно сумеречного, просветляющегося лишь в эпизодах, воплощающих тему любви. В опере, озвучивающей символистскую драму Метерлинка, нет привычных арий и ансамблей. Музыка струится как бы непрерывным потоком. Произведение оказало заметное влияние на музыкальное искусство, способствовав утончению средств выражения, но его драматургические принципы дальнейшего развития не получили. |
Камерные оркестры Мариинского театра
Дирижёр: Иван Столбов Концертный зал Мариинского театра Среда, 26 марта, 19:00
В среду, 26 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра в составе камерных ансамблей выступят музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра.
Камерный струнный оркестр Мариинского театра при участии фаготиста Родиона Толмачёва исполнит Концерты для фагота, струнных и чембало
ля минор RV 497, ре минор RV 481 и ми минор RV 484 Антонио Вивальди.
Ансамбль духовых инструментов оркестра Мариинского театра исполнит Серенаду для духовых си-бемоль мажор KV 361 («Gran Partita»)
Вольфганга Амадея Моцарта. В концерте примут участие Михаил Блехер (чембало) и Константин Щенников (теорба).
Дирижировать произведениями будет Иван Столбов.
В творчестве Вивальди инструментальные концерты занимают основополагающее место — в этом жанре он создал более 500 произведений. Известный прежде всего своими скрипичными сочинениями (композитор оставил порядка 250 концертов для скрипки и струнного оркестра), он на удивление много писал и для фагота — одного из сложнейших духовых инструментов и, пожалуй, самого нетипичного в солирующей партии. Вивальди написал порядка сорока концертов для фагота в сопровождении струнных. Необычное сочетание инструментов вдохновило его на удивительно фактурную, образную музыку. Написанная в виртуозно-концертных традициях, она требует от солиста высшей степени мастерства. Для этих произведений характерны тонкость и изящество мелодического рисунка, присущие стилю барокко, а также ярко выраженное концертное начало с типичным для музыки Вивальди обилием оттенков. Мастерство Моцарта в работе с духовыми инструментами прослеживается в той непринуждённой лёгкости, с которой оркестрованы его оперы, симфонии и фортепианные концерты. Заметными произведениями в репертуаре для духовых инструментов являются его секстеты и октеты. Среди смешанных ансамблей выделяются Квинтет для фортепиано и духовых KV 452 и Квинтет для кларнета и струнных KV 581. Датируемая предположительно 1781 или 1782 годом Серенада «Gran Partita» в семи частях — самое большое произведение Моцарта для духовых инструментов, оно длится примерно 50 минут. В его исполнении заняты тринадцать инструментов: два гобоя, два кларнета, два бассетгорна, два фагота, четыре валторны и один контрабас (иногда заменяемый контрафаготом). |
|||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Rastrelli Cello Quartet
Концертный зал Мариинского театра Пятница, 28 марта, 19:00
В пятницу, 28 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит квартет виолончелистов Rastrelli Cello Quartet.
Несмотря на то, что ансамбль базируется в Германии, в музыкальном мире он известен прежде всего как российский
и петербургский коллектив. Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, в честь которого квартет получил своё имя,
является одним из великих зодчих, творивших в Петербурге в XVIII столетии. Блистательные интерпретации классики,
искромётные джазовые импровизации, виртуозность игры, тонкий юмор аранжировок привычных произведений и фирменное
звучание ансамбля стали визитной карточкой квартета. Музыканты находятся в непрерывном творческом поиске.
Они расширяют собственный репертуар, который охватывает все стили — от барокко до рока,
и в котором нет ни одного произведения, написанного для четырёх виолончелей.
|
Фестиваль к
Мусоргский и современники (концерт по заявкам аудитории) Хэштег: #мусоргский175 Концертный зал Мариинского театра Понедельник, 31 марта, 19:00
В понедельник, 31 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра состоится концерт солистов оперы. По сложившейся в нынешнем сезоне традиции,
его программу определяют слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра. Программу концерта последнего вечера марта составят
фрагменты из произведений Модеста Мусоргского и его современников —
Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина.
Перейдите на страницу концерта на сайте Мариинского театра и отметьте наиболее понравившиеся произведения, выбрав из списка перечисленных не более пятнадцати. Имена солистов станут известны за несколько дней до начала концерта (они будут подобраны исходя из программы концерта). |
|||||||||