Сезон 2013/14: 23 24 25 26 27 28 29 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 10 марта 2014 г.
Общее количество экземпляров: 96863
Мариинский театр
231-й сезон
В этом выпуске содержится информация о нескольких наиболее примечательных событиях театра, которые произойдут во второй половине марта. Это и события фестиваля по случаю 175-летия со дня рождения Модеста Мусоргского, и балеты в хореографии Михаила Фокина, и первое представление «Электры» в Мариинском-2, и выступления Хора Мариинского театра, и концерты Александра Бузлова. Письмо также рассказывает о выпущенном сегодня диске лейбла Мариинского театра с записью сочинений Сергея Прокофьева.
700px
Сцена из балета «Шопениана», © Мариинский театр / Валентин Барановский
Балеты Михаила Фокина
«Шопениана», «Жар-птица», «Шехеразада»
Мариинский театр
Пятница, 28 марта, 19:30
Суббота, 29 марта, 19:30
Пятница, 25 апреля, 19:30
Воскресенье, 27 апреля, 19:30
В пятницу, 28 марта и субботу, 29 марта впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будут представлены одноактные балеты в хореографии Михаила Фокина (1880 — 1942) — «Шопениана» (1908 г.), «Жар-птица» (1910 г.) и «Шехеразада» (1910 г.).

По разнообразию мест действия и исторических эпох, тем и сюжетов художественный мир Фокина, создавшего более 80 одноактных балетов и свыше 50 концертных номеров, не имеет себе равных. Здесь и романтические грёзы, и стилизация французского «золотого века», и воспроизведение античности, и восточные мотивы, и лубок русской масленицы, и библейская легенда, и сюжеты комедии дель арте, и испанские эскизы, и китайская сказка. Всю жизнь Фокин делил привязанность между искусством ушедшего века и века наступившего. Уже в первые годы работы будущий балетмейстер впитал в себя традиции XIX столетия, в течение двадцати лет исполняя партии академического репертуара на сцене Мариинского театра. Но, будучи истинным представителем новой эпохи, Фокин заявил о себе в первую очередь критикой всего отжившего в так называемом «старом балете», как с лёгкой руки хореографа стали называть академический канонический балет. Современному ему танцу Фокин противопоставил танец эпохи романтизма, считая его идеалом одухотворённости и содержательности. Он выступал против штампов старого балета, против входящей в моду самодовлеющей виртуозности, против техники ради техники. Наряду со стремлением сделать балет понятным и доступным Фокин старался углубить и расширить содержание хореографического искусства. «Каждому спектаклю — неповторимый образ», — таким стал девиз балетмейстера. Лексика спектакля должна быть подсказана эпохой, национальностью, темой, сюжетом, к которым обращается хореограф. Фокин предпочитал такой балет, в котором не было деления лексики на танец и пантомиму, в котором танец представал столь эмоционально выразительным, что надобность в поясняющей пантомиме отпадала. Сила искусства Фокина не в схеме, не в композиции, которые зачастую просты, а в деталях, в нюансах, придающих его балетам особый неповторимый аромат.

В январе этого года балетная труппа Мариинского театра давала «Шопениану», «Жар-птицу» и «Шехеразаду» на гастролях в Копенгагене. Помимо двух мартовских вечеров, эти балеты будут представлены на сцене Мариинского театра также в пятницу, 25 апреля и воскресенье, 27 апреля.
340px
Прокофьев Фортепианный концерт № 3, Симфония № 5
Запись лейбла Мариинского театра
Сегодня выходит 24-й диск лейбла Мариинского театра с записью сочинений Сергея Прокофьева — Третьего фортепианного концерта и Пятой симфонии в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева при участии Дениса Мацуева. Диск был записан в Большом зале Московской консерватории в мае 2012 года (симфония, в рамках 11-го Московского Пасхального фестиваля) и в Концертном зале Мариинского театра в июне и октябре 2012 года (концерт). Запись доступна в форматах SACD и iTunes.

Написанный в 1921 году Третий концерт — наиболее часто исполняемый фортепианный концерт Прокофьева. Контрасты, типичные для молодого композитора, представлены в нём с особой рельефностью: сердечная лирика, добродушно-гротескная сказочность и, главное — волевая, упруго-атлетическая мощь фортепианной техники. Написанная в 1944 году, монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом Пятая симфония Прокофьева развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. О ней автор писал: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа».
340px
Чайковский «Евгений Онегин»
Постановка Алексея Степанюка (2014 г.)
Пекин, Национальный центр исполнительских искусств
14−17 марта
С 14 по 17 марта в Пекине, на сцене Национального центра исполнительских искусств пройдут представления оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Алексея Степанюка. Премьера постановки состоялась на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в прошлом месяце. Это совместная работа пекинского и петербургского театров. В спектаклях 14 и 16 марта выступят солисты Мариинского театра — Андрей Бондаренко (Онегин), Мария Баянкина (Татьяна), Екатерина Сергеева (Ольга), Елена Витман (Филиппьевна), Светлана Волкова (Ларина) и Андрей Зорин (Трике), а также солист Михайловского театра Евгений Ахмедов, певший Ленского на премьере в Петербурге; 15 и 17 марта — их китайские коллеги. Хором и оркестром Национального центра исполнительских искусств будет дирижировать Валерий Гергиев. Этот спектакль будет снова представлен в Петербурге, на сцене Мариинского-2 в четверг, 24 апреля.
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Мусоргский «Женитьба»
Хэштег: #мусоргский175
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 18 марта, 19:00
Пятница, 25 апреля, 19:00
Во вторник, 18 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского в полусценической версии будет представлена его опера «Женитьба».

Опера, написанная на текст комедии Николая Гоголя, — пожалуй, самый смелый эксперимент Мусоргского: впервые в истории русской оперы композитор нашёл звуковое воплощение не для поэтического либретто, а для бытовой прозы. Идею создания небывалой оперы Мусоргскому подал его друг и наставник, композитор Александр Даргомыжский. Известно, что «великий учитель музыкальной правды», как назвал его в одном из своих посвящений Мусоргский, пытался обнаружить и зафиксировать в нотах мелодику человеческой речи. Результатом этих поисков стала опера Даргомыжского «Каменный гость», в которой место распевных арий заняли развернутые речитативные сцены. Такой результат заинтересовал Мусоргского. И вот однажды Даргомыжский, вроде бы шутя, посоветовал молодому другу обратиться к «Женитьбе» Гоголя и целиком, не перерабатывая текста, положить её на музыку. Несмотря на кажущуюся абсурдность и рискованность замысла, Мусоргский загорелся этой идеей и за короткое время завершил первое действие. Риск был оправдан — через интонации реплик персонажей композитору удалось передать все хитросплетения их эмоций и переживаний. К тому же он добился в опере настолько умопомрачительного комического эффекта, что во время её домашнего исполнения певцы в середине партий заходились от смеха и отказывались продолжать. Несмотря на успех среди коллег, вскоре после окончания работы над первым действием Мусоргский разочаровался в собственном начинании и полностью завершил только клавир «Женитьбы» (хотя продолжал обращаться к прозе в вокальной лирике). После издания клавира в 1908 году собственные варианты оркестровки оперы создавали русские и иностранные музыканты. В 1991 году по заказу Мариинского театра новую оркестровую редакцию написал петербургский композитор Вячеслав Наговицин. Его инструментовка, очень тонкая и бережная, нигде не затеняющая вокальные партии, подчёркивает характеристичность музыки Мусоргского.

В концерте 18 марта также будут исполнены комические романсы Мусоргского. Опера «Женитьба» будет ещё раз представлена на сцене Концертного зала в пятницу, 25 апреля (вместе с полусценической версией оперы Игоря Стравинского «Мавра»).
340px
Александр Бузлов
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 16 марта, 19:00
Понедельник, 17 марта, 19:00
В воскресенье, 16 марта и понедельник, 17 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Александр Бузлов, один из наиболее ярких и талантливых виолончелистов молодого поколения, достойно представляющий российскую исполнительскую школу на ведущих площадках мира. В первый вечер вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Николая Цнайдера он сыграет Виолончельный концерт Роберта Шумана. В этом концерте также будут исполнены симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Так говорил Заратустра». На следующий вечер Александр Бузлов выступит в концерте камерной музыки при участии пианиста Мартина Штадтфельда. В этом концерте будут сыграны произведения Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Кшиштофа Пендерецкого, Сергея Рахманинова и Дмитрия Шостаковича.
340px
Рихард Штраус «Электра»
Постановка Джонатана Кента (2007 г.)
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 20 марта, 20:00
В четверг, 20 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет впервые представлена опера Рихарда Штрауса «Электра»; ранее спектакль шёл на исторической сцене театра. Написанная в духе экспрессионизма, «Электра» является одним из самых сложных и экстремальных по музыкальному языку произведений Штрауса. Для этой оперы характерны обновлённый вокальный стиль, в котором преобладает возбуждённая, порывистая декламация, сверхмощный оркестр, которому отведена первостепенная роль, и изощрённая инструментальная полифония. Именно в «Электре» Штраус впервые после Вагнера использовал в оперной партитуре такие необычные инструменты как вагнеровская туба и бас-труба.

Мировая премьера «Электры» состоялась в Дрездене в 1909 году, а российская — на сцене Мариинского театра четырьмя годами позднее. С 2007 года опера идёт в театре в режиссуре Джонатана Кента и декорациях Пола Брауна. За исполнение партии Электры сопрано Лариса Гоголевская получила награду 14-го Национального театрального фестиваля «Золотая маска» (2008 г.) в номинации «Женская роль в опере». Она исполнит заглавную партию в спектакле 20 марта.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Мусоргский «Борис Годунов»
Постановка Грэма Вика (2012 г.)
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр
Пятница, 21 марта, 19:00
В пятницу, 21 марта на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского будет представлена его опера «Борис Годунов» в авторской редакции 1869 года. Основной смысловой акцент первой авторской редакции (в которой отсутствуют «польский акт» и заключительная сцена под Кромами) смещён в сторону личной драмы царя Бориса. В Мариинском театре эта версия была впервые поставлена в 1997 году Александром Адабашьяном, а затем в 2002 — Виктором Крамером в сотрудничестве с художником Георгием Цыпиным. Премьера сценической версии известного британского режиссёра Грэма Вика состоялась в мае 2012 года и вызвала колоссальный общественный резонанс, в очередной раз обострив вопросы восприятия сценической эстетики современным зрителем.

Режиссёр Грэм Вик о смыслах оперы: «В XVI веке всероссийский самодержец Иван Грозный просит руки королевы Англии Елизаветы I. Вскоре после этого Холиншед публикует свои исторические хроники, в которых Шекспир обнаружит историю одного из шотландских королей — Макбета. Спустя 300 лет Карамзин напишет „Историю государства Российского“, из которой Пушкин позаимствует идеальный сюжет для своей драмы в шекспировском духе — „Борис Годунов“. И снова далёкая история будет переосмыслена как универсальная драма. Экзистенциальные поиски XIX века разродились трясиной нигилистских произведений, изображающих цикл человеческой жизни, как изначально обречённый на провал. От вагнеровского „Кольца“ до ошеломляющего сочинения Мусоргского — „Бориса“, человек, движимый сложнейшими стремлениями и притязаниями, одержимый потребностью в бессмертии и столько всего создавший, приходит к отрицанию, разочарованию и опустошению. Пимен пытается обессмертить себя не в ученике Отрепьеве, а в своём детище — своей „Летописи“; Борис ищет бессмертие в своём сыне, которому завещает трон, принесший ему самому лишь страх и отчаяние. Ради кого? Ради Фёдора или ради себя? Церковь пытается увековечить себя через союз с Борисом — не является ли разоблачение Отрепьева и своевременная панихида по Димитрию всего-навсего политическим манёвром с целью упрочения земной власти? Великие писатели и композиторы берут за основу былые истории, однако видеть прошлое и провидеть будущее они могут только сквозь призму собственного опыта. Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далёких времён».
340px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
340px
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Хоры и сцены из опер Мусоргского
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Суббота, 22 марта, 19:30
В субботу, 22 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к 175-летию со дня рождения Модеста Мусоргского солисты, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением главного хормейстера театра Андрея Петренко исполнят три хоровых сочинения Мусоргского — «Иисус Навин» для солистов, хора и оркестра (на текст Ветхого Завета в обработке Модеста Мусоргского), «Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра (на текст Джорджа Байрона) и хор из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип». В концерте также будут исполнены сцены из опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

В основе хоровых сочинений «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба» лежат библейские сюжеты, в музыке преобладают еврейские народные мотивы. Настрой Мусоргского по отношению к еврейской нации был нетипичным для той эпохи: у него нет ни тени насмешки или предвзятости к гонимому народу. Музыку, напротив, пронизывает теплота и даже восторженность. Помимо этих двух хоров Мусоргский использовал еврейский мелос в песне «Царь Саул», в неоконченной опере «Саламбо», в «Еврейской песне для голоса и фортепиано» и в шестом номере фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Два еврея, богатый и бедный».

Примечательно, что на не сохранившейся ныне решётке, окружавшей надгробный памятник Мусоргскому в Александро-Невской лавре, по совету Владимира Стасова были выкованы нотные изображения наиболее значительных музыкальных тем композитора: из оперы «Борис Годунов» и из хора «Иисус Навин».
340px
Рахманинов Всенощное бдение
Хор Мариинского театра
Дирижёр: Андрей Петренко
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 26 марта, 20:00
В среду, 26 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) Хор Мариинского театра под управлением главного хормейстера театра Андрея Петренко исполнит Всенощное бдение Сергея Рахманинова для смешанного хора a cappella. Это сочинение принадлежит к тем явлениям национальной культуры, которые, впитав живительные соки родной земли, вырастают подобно могучему древу и сами становятся её олицетворением. Созданное на волне широкого интереса к древнерусской музыке, охватившего русское общество в начале XX столетия, Всенощное бдение поражает глубиной проникновения в исконно русскую музыкальную традицию. Композитор использует темы древнерусских песнопений и создает собственные мелодии, по стилистике и верности традиции практически неотличимые от подлинных средневековых сочинений. Мастерское владение хоровой фактурой, понимание природы храмового пения и глубина погружения в стихию древнерусского мелоса делают Всенощное бдение Рахманинова величайшим шедевром русской духовной музыки.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша марта
— Афиша апреля
— Фестиваль балета
— Абонементы сезона 2013/14
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
— 17 февраля 2014 г.
— 24 февраля 2014 г.
— 3 марта 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru