Сезон 2013/14: 23 24 25 26 27 28 29 Все выпуски | |||||||
Балеты Михаила Фокина
«Шопениана», « Мариинский театр Пятница, 28 марта, 19:30 Суббота, 29 марта, 19:30 Пятница, 25 апреля, 19:30 Воскресенье, 27 апреля, 19:30
В пятницу, 28 марта
и субботу, 29 марта
впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будут представлены одноактные балеты в хореографии Михаила Фокина
(1880 — 1942) — «Шопениана» (1908 г.), «
По разнообразию мест действия и исторических эпох, тем и сюжетов художественный мир Фокина, создавшего более 80 одноактных балетов и свыше 50 концертных номеров, не имеет себе равных. Здесь и романтические грёзы, и стилизация французского «золотого века», и воспроизведение античности, и восточные мотивы, и лубок русской масленицы, и библейская легенда, и сюжеты комедии дель арте, и испанские эскизы, и китайская сказка. Всю жизнь Фокин делил привязанность между искусством ушедшего века и века наступившего. Уже в первые годы работы будущий балетмейстер впитал в себя традиции XIX столетия, в течение двадцати лет исполняя партии академического репертуара на сцене Мариинского театра. Но, будучи истинным представителем новой эпохи, Фокин заявил о себе в первую очередь критикой всего отжившего в так называемом «старом балете», как с лёгкой руки хореографа стали называть академический канонический балет. Современному ему танцу Фокин противопоставил танец эпохи романтизма, считая его идеалом одухотворённости и содержательности. Он выступал против штампов старого балета, против входящей в моду самодовлеющей виртуозности, против техники ради техники. Наряду со стремлением сделать балет понятным и доступным Фокин старался углубить и расширить содержание хореографического искусства. «Каждому спектаклю — неповторимый образ», — таким стал девиз балетмейстера. Лексика спектакля должна быть подсказана эпохой, национальностью, темой, сюжетом, к которым обращается хореограф. Фокин предпочитал такой балет, в котором не было деления лексики на танец и пантомиму, в котором танец представал столь эмоционально выразительным, что надобность в поясняющей пантомиме отпадала. Сила искусства Фокина не в схеме, не в композиции, которые зачастую просты, а в деталях, в нюансах, придающих его балетам особый неповторимый аромат. В январе этого года балетная труппа Мариинского театра давала «Шопениану», « |
|||||||
Прокофьев Фортепианный концерт № 3, Симфония № 5
Запись лейбла Мариинского театра
Сегодня выходит
Написанный в 1921 году Третий концерт — наиболее часто исполняемый фортепианный концерт Прокофьева. Контрасты, типичные для молодого композитора, представлены в нём с особой рельефностью: сердечная лирика, добродушно-гротескная сказочность и, главное — волевая, упруго-атлетическая мощь фортепианной техники. Написанная в 1944 году, монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом Пятая симфония Прокофьева развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. О ней автор писал: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа». |
Чайковский «Евгений Онегин»
Постановка Алексея Степанюка (2014 г.) Пекин, Национальный центр исполнительских искусств 14−17 марта
С 14 по 17 марта
в Пекине, на сцене Национального центра исполнительских искусств
пройдут представления оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Алексея Степанюка.
Премьера постановки состоялась на новой сцене Мариинского театра (
|
||||||
|
|||||||
Александр Бузлов
Концертный зал Мариинского театра Воскресенье, 16 марта, 19:00 Понедельник, 17 марта, 19:00
В воскресенье, 16 марта
и понедельник, 17 марта
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит Александр Бузлов, один из наиболее ярких и талантливых виолончелистов молодого поколения,
достойно представляющий российскую исполнительскую школу на ведущих площадках мира. В первый вечер вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра
под управлением Николая Цнайдера он сыграет Виолончельный концерт Роберта Шумана.
В этом концерте также будут исполнены симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Так говорил Заратустра».
На следующий вечер Александр Бузлов выступит в концерте камерной музыки при участии пианиста Мартина Штадтфельда.
В этом концерте будут сыграны произведения Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Кшиштофа Пендерецкого,
Сергея Рахманинова и Дмитрия Шостаковича.
|
Рихард Штраус «Электра»
Постановка Джонатана Кента (2007 г.) Четверг, 20 марта, 20:00
В четверг, 20 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет впервые представлена опера Рихарда Штрауса «Электра»;
ранее спектакль шёл на исторической сцене театра. Написанная в духе экспрессионизма, «Электра» является одним из самых
сложных и экстремальных по музыкальному языку произведений Штрауса. Для этой оперы характерны обновлённый вокальный стиль,
в котором преобладает возбуждённая, порывистая декламация, сверхмощный оркестр, которому отведена первостепенная роль, и изощрённая инструментальная
полифония. Именно в «Электре» Штраус впервые после Вагнера использовал в оперной
партитуре такие необычные инструменты как вагнеровская туба и бас-труба.
Мировая премьера «Электры» состоялась в Дрездене в 1909 году, а российская — на сцене Мариинского театра четырьмя годами позднее. С 2007 года опера идёт в театре в режиссуре Джонатана Кента и декорациях Пола Брауна. За исполнение партии Электры сопрано Лариса Гоголевская получила награду |
||||||
|
|||||||
Фестиваль к
Хоры и сцены из опер Мусоргского Хэштег: #мусоргский175 Суббота, 22 марта, 19:30
В субботу, 22 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в рамках фестиваля к
В основе хоровых сочинений «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба» лежат библейские сюжеты, в музыке преобладают еврейские народные мотивы. Настрой Мусоргского по отношению к еврейской нации был нетипичным для той эпохи: у него нет ни тени насмешки или предвзятости к гонимому народу. Музыку, напротив, пронизывает теплота и даже восторженность. Помимо этих двух хоров Мусоргский использовал еврейский мелос в песне «Царь Саул», в неоконченной опере «Саламбо», в «Еврейской песне для голоса и фортепиано» и в шестом номере фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Два еврея, богатый и бедный». Примечательно, что на не сохранившейся ныне решётке, окружавшей надгробный памятник Мусоргскому в Александро-Невской лавре, по совету Владимира Стасова были выкованы нотные изображения наиболее значительных музыкальных тем композитора: из оперы «Борис Годунов» и из хора «Иисус Навин». |
Рахманинов Всенощное бдение
Хор Мариинского театра Дирижёр: Андрей Петренко Среда, 26 марта, 20:00
В среду, 26 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) Хор Мариинского театра под управлением главного хормейстера театра Андрея Петренко исполнит
Всенощное бдение Сергея Рахманинова для смешанного хора a cappella. Это сочинение принадлежит к тем явлениям национальной культуры,
которые, впитав живительные соки родной земли, вырастают подобно могучему древу и сами становятся её олицетворением. Созданное на волне широкого интереса
к древнерусской музыке, охватившего русское общество в начале XX столетия, Всенощное бдение поражает глубиной проникновения
в исконно русскую музыкальную традицию. Композитор использует темы древнерусских песнопений и создает собственные мелодии,
по стилистике и верности традиции практически неотличимые от подлинных средневековых сочинений. Мастерское владение хоровой фактурой,
понимание природы храмового пения и глубина погружения в стихию древнерусского мелоса делают Всенощное бдение Рахманинова
величайшим шедевром русской духовной музыки.
|
||||||