Сезон 2013/14: 17 18 19 20 21 22 23 Все выпуски | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Премьера
Пётр Чайковский «Евгений Онегин» Постановка Алексея Степанюка Музыкальный руководитель и дирижёр: Валерий Гергиев Воскресенье, 2 февраля, 19:00 Понедельник, 3 февраля, 19:00
Мариинский театр вновь обращается к опере Петра Чайковского «Евгений Онегин»:
в воскресенье, 2 февраля
и понедельник, 3 февраля
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) новую сценическую версию «лирических сцен» представят режиссёр
Алексей Степанюк, художник Александр Орлов
и художник по костюмам Ирина Чередникова.
За дирижёрским пультом спектаклей Валерий Гергиев.
Новая постановка «Евгения Онегина» является совместной с пекинским Национальным
центром исполнительских искусств. В Пекине премьера спектакля состоится 14 марта.
Нынешняя постановка станет восьмой с момента премьеры «Евгения Онегина» в Петербургской Императорской опере в 1884 году. На главную петербургскую сцену опера попала спустя пять лет после московской премьеры 1879 года, представленной силами студентов Консерватории. О постановке «Евгения Онегина» в столичном театре ратовал император Александр III, который был большим поклонником этой оперы. Спустя около года после премьеры директор Петербургских Императорских театров Иван Всеволожский обратился к композитору с просьбой написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции опера впервые была исполнена 19 сентября 1885 года. Музыкальным руководителем и дирижёром спектаклей в 1884 и 1900 годах был Эдуард Направник. С тех пор «Евгений Онегин» стал в репертуаре Мариинского театра своеобразным рекордсменом по количеству представлений, что, безусловно свидетельствует об огромной популярности оперы у зрителей: в 1892 году прошёл В «Евгении Онегине» на Мариинской сцене пели Эмилия Павловская, Медея Фигнер, Мария Славина, Николай Фигнер, Леонид Собинов, Николай Печковский, Фёдор Шаляпин, а в постановках 1982 и 2002 годов — Лариса Шевченко, Татьяна Новикова, Лариса Дядькова, Юрий Марусин, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов; Ирина Матаева, Владимир Мороз, Алексей Марков, Евгений Никитин, Евгений Акимов, Даниил Штода, Михаил Кит и др. В советское время к опере обращались в 1920 году, под музыкальным руководством Эмиля Купера; в 1929 году, музыкальным руководителем был Александр Гаук; в первый послеблокадный сезон в 1945 году под музыкальным руководством Бориса Хайкина. Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живёт спектакль Юрия Темирканова, который поразил в 1982 году современников премьеры тем, как по-новому, «в тёплом и человеческом ключе» был раскрыт образ Онегина. Режиссёр нового спектакля Алексей Степанюк, уже поставивший на новой сцене Мариинского театра в содружестве с художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой оперу Родиона Щедрина «Левша», хочет, чтобы «в спектакле молодые люди узнавали себя. Здесь возникает двойственная ситуация: многое меняется со временем — меняются манеры, лексика, наш язык, наше поведение, но суть человека остаётся неизменной. Поэтому, с одной стороны, я хочу, чтобы в спектакле был хороший русский язык, манеры, этикет и нюансы поведения эпохи Пушкина. С другой — очень важно, чтобы спектакль не превращался в экскурсию-путеводитель, чтобы он был психологически убедительным, и все персонажи — начиная от Онегина, кончая Зарецким и Ротным — были живыми людьми». В новой постановке в главных партиях будут заняты молодые артисты. Некоторых из них зритель впервые откроет для себя в больших ролях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К юбилею Габриэлы Комлевой
Людвиг Минкус «Дон Кихот» Мариинский театр Пятница, 7 февраля, 19:30
Юбилею творческой деятельности выдающейся балерины, педагога, балетмейстера-репетитора, народной артистки СССР
Габриэлы Трофимовны Комлевой Мариинский театр посвящает спектакль «Дон Кихот»,
который будет представлен на сцене Мариинского театра в пятницу,
7 февраля.
В 1948 году на приёмном просмотре в Ленинградское хореографическое училище способности Габриэлы отметила знаменитая А.Я.Ваганова. Хотя Комлевой уже не пришлось учиться у Вагановой, её школу она прошла лучше иных прямых учениц. Занималась она с рвением. Классическому танцу училась сначала у Е.П.Снетковой-Вечесловой, затем у В.П.Мей, а завершала хореографическое образование у В.С.Костровицкой. Получив подлинную вагановскую выучку, Габриэла Комлева окончила училище с отличием. С 1957 по 1989 год работала в балетной труппе ленинградского Театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Из-за отсутствия вакансий сперва она была принята стажёром. Начала с кордебалета, но сразу же стала получать и сольные партии. Первой крупной премьерой в жизни артистки стала партия Потерявшей любимого в балете «Берег надежды» Игоря Бельского на музыку Андрея Петрова. Контрасты трагически скованного тела и крылатых изломов рук передавали безнадежность плача героини. В дальнейшем наиболее значительными удачами Комлевой стали Аврора и Китри, Никия и Раймонда, Мехменэ Бану. Но «Ковбои» — концертный номер, поставленный Леонидом Якобсоном для Габриэлы Комлевой и Константина Заклинского, поразил даже самых ярых поклонников лирико-драматического таланта балерины своей острой характерностью. Поистине только прозорливец Якобсон мог угадать в Комлевой эту шальную, угловатую девчонку, так забавно и обаятельно сочетающую неуклюжесть с акробатическими подвигами, каприз — с неподдельной открытостью сердца. То было ново для всех, неожиданно и вызывающе смешно: раскрывало ещё одну грань многокрасочной жизни балерины. Партия Девушки в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского, поставленной в 1961 году, была создана специально для Комлевой и стала для неё одной из любимейших. Многое в творческой биографии Габриэлы Комлевой определила встреча с Натальей Дудинской. За восемь лет совместной работы она получила из рук наставницы все балетные партии классического репертуара. Педагога и ученицу объединяли одержимость, страсть к танцу, требовательность к себе, увлечение виртуозностью, музыкальность. Каждая роль в репертуаре Габриэлы Трофимовны имела продолжительную жизнь. Комлева всегда относилась к партии как к живому организму — растущему, переменчивому. Ей было важно без конца разрабатывать роль или танцевальный пассаж, находить там множество оттенков и версий. Комлева дорожит чистотой танца. Ей важна импровизационность истолкования при строгой верности канонической основе. Педагогическую деятельность Габриэла Комлева начала в театре и хореографическом училище, заменяя Дудинскую во время её длительных отъездов за рубеж. В 1978 году, продолжая танцевать, она стала педагогом класса усовершенствования и репетитором в родном театре. В 1984 году с отличием окончила Ленинградскую консерваторию как балетмейстер-репетитор, а затем стала профессором кафедры хореографии. В качестве балетмейстера Габриэла Комлева осуществила перенос и возобновление на сценах отечественных и зарубежных театров целого ряда спектаклей классического наследия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Олег Зотов
Ведущие солистки балетной труппы Мариинского театра Екатерина Кондаурова
и Виктория Терёшкина, на прошлой неделе выступившие в заглавной
партии в балете «Анна Каренина», который был впервые представлен на новой
сцене Мариинского театра (Мариинский-2), исполнят главные партии в нескольких февральских балетных спектаклях.
Екатерина Кондаурова выступит на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в партиях Кармен в «Кармен-сюите» (6 февраля) и Девушки-смерти в «Юноше и Смерти» (15 февраля), а на исторической сцене театра исполнит Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (9 февраля) и Никию в «Баядерке» (19 февраля). Виктория Терёшкина выступит на исторической сцене Мариинского театра в партии Жизели в одноимённом балете (1 февраля), в партиях Китри в «Дон Кихоте» (7 февраля) и Никии в «Баядерке» (18 февраля). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алексей Тановицкий
Мариинский театр Вторник, 28 января, 19:00 Четверг, 30 января, 18:00 Суббота, 15 февраля, 19:00 Воскресенье, 23 февраля, 18:00
На прошлой неделе солист оперной труппы Мариинского театра бас Алексей Тановицкий
впервые в нынешнем сезоне выступил на сцене Мариинского театра, исполнив партию Кончака в опере
Бородина «Князь Игорь». Сезон 2013/14 начался для него серией выступлений
на сцене театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке, где в сентябре-октябре он исполнял партию
Князя Гремина в «Евгении Онегине» Чайковского. В конце октября
он исполнил роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно на сцене
Новосибирского театра оперы и балета, а в декабре выступил в партии Короля Рене
в «Иоланте» Чайковского на сцене Польской национальной оперы
в Варшаве. В начале января в Лозанне он солировал
в Четырнадцатой симфонии Шостаковича.
На сцене Мариинского театра Алексей Тановицкий исполнит партию Даланда в «Летучем голландце» Вагнера (28 января), Князя Ивана Хованского в «Хованщине» Мусоргского (30 января) и Царя Ивана Васильевича Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова (15 февраля). На новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) он выступит в партии Вотана в «Валькирии» Вагнера (23 февраля). |
Евгений Никитин
Мариинский театр Четверг, 30 января, 18:00 Четверг, 6 февраля, 19:00 Воскресенье, 16 февраля, 18:00 Концертный зал Мариинского театра Суббота, 8 февраля, 19:00 Суббота, 22 февраля, 20:00
На прошлой неделе ведущий солист оперной труппы Мариинского театра бас-баритон Евгений Никитин
завершил серию выступлений на сцене Баварской государственной оперы в Мюнхене,
где он исполнял заглавную партию в опере Вагнера «Летучий голландец».
В течение ближайшего месяца в Петербурге Евгений Никитин исполнит пять крупных партий из своего репертуара. На историческую сцену Мариинского театра он выйдет в ролях Шакловитого в «Хованщине» Мусоргского (30 января), Филиппа II в «Доне Карлосе» Верди (6 февраля) и Руслана в «Руслане и Людмиле» Глинки (16 февраля). На сцене Концертного зала Мариинского Евгений Никитин споёт партию Верховного жреца Дагона в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса (8 февраля), а на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) исполнит партию Вотана в «Золоте Рейна» Вагнера (22 февраля). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей и Лусинэ Хачатрян
Сонаты для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса Концертный зал Мариинского театра Четверг, 6 февраля, 20:00
В четверг, 6 февраля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступят скрипач Сергей Хачатрян
и пианистка Лусинэ Хачатрян, его сестра. Они сыграют цикл
из трёх сонат для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса.
Интерес Брамса к камерно-инструментальному жанру был обусловлен характерной для него склонностью к тонкой художественной детализации образа. Интенсивность его работы в этом жанре повышалась в переломные годы, когда композитор ощущал необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании своих творческих принципов. Живое свидетельство неистощимой творческой фантазии Брамса содержится в сонатах для скрипки и фортепиано. Каждая из них неповторимо индивидуальна. Первая соната соль мажор привлекает поэтичностью, широким, текучим и плавным развитием; в ней есть и пейзажные моменты — словно весеннее солнце прорывается сквозь сумрачные, дождевые облака. Вторая соната ля мажор — песенная, светлая и бодрая, изложена лаконично и собранно; среди других камерных сочинений Брамса её выделяет отсутствие большого развития. Третья соната ре минор наиболее драматична, она проникнута духом мятежной романтики; это соната сильных страстей, наполненная лирическими эмоциями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лев Винокур
Концертный зал Мариинского театра Пятница, 7 февраля, 19:00
В пятницу, 7 февраля
с сольным концертом на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит пианист Лев Винокур.
Он исполнит сочинения Листа, Шопена,
Скрябина, Черепнина и Стравинского.
В энциклопедии «Великие пианисты современности», изданной в Берлине в 2009 году, Лев Винокур причислен к редкой категории «интеллектуальных виртуозов». Кажущийся на первый взгляд парадоксальным, этот эпитет в действительности точно определяет уникальное сочетание всесторонних знаний с виртуозной свободой и глубиной прочтения. По словам критиков, Лев Винокур играет «сказочно». Пианист демонстрирует «восхитительное мастерство» и «блестящий союз таланта и интеллекта», способен «открывать новое в уже известном» и обладает «философской любознательностью и умением воплотить глубокий, скрытый смысл произведений в доступной всем музыкальной речи». |
Полина Осетинская
Концертный зал Мариинского театра Четверг, 13 февраля, 19:00
В четверг, 13 февраля
с сольным концертом на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит пианистка Полина Осетинская.
Программа её концерта будет построена на противопоставлении сочинений композиторов, чьё творчество относится к принципиально разным стилям.
Сочинениям французских композиторов, основателей направления импрессионизма в музыке — Клода Дебюсси
и Эрика Сати, а также испанского композитора Федерико Момпоу,
творчество которого в значительной степени сложилось под их влиянием, в концерте Полины Осетинской
будут противопоставлены работы современных, ныне живущих композиторов из балтийских стран —
Петериса Васкса, Георгса Пелециса и Арво Пярта —
их творчество часто относят к стилевому направлению «новой простоты», в основе которого лежит
стремление преодолеть излишнюю эмоциональную замкнутость и интеллектуальную рафинированность новейших направлений
музыкального авангарда и вернуть музыке её открытость через возвращение к элементам тонального
языка и системе жанровых форм германской и австрийской позднеромантической музыки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|