|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Симфонии Брамса
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена Дирижёр – Пааво Ярви Концертный зал Мариинского театра Среда, 1 июля, 20:00 Четверг, 2 июля, 20:00
В течение двух вечеров следующей недели в Концертном зале Мариинского театра
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена
под управлением Пааво Ярви исполнит все симфонии Брамса — №№ 1 и 3
(1 июля),
№№ 2 и 4
(2 июля).
Основу репертуара Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена составляют сочинения немецких классиков — Бетховена, Брамса, Шумана. Возглавляющий коллектив с 2004 года эстонский дирижёр Пааво Ярви, представитель знаменитой музыкальной династии, равно как его отец Неэме и младший брат Кристиан, неоднократно выступал в Петербурге, в том числе с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Пааво Ярви привлекает неординарно составленными концертными программами: будь то со вкусом и ощущением стиля сопоставленные произведения классики и современной музыки, либо концерты-монографии — звучащие «собрания сочинений». На фестивале «Звёзды белых ночей» 2011 года бременский коллектив под управлением Пааво Ярви исполнил симфонический цикл Шумана. Спонсор петербургских концертов Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена — Петер Люрссен, Lürssen Yachts.
В своей музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа — бурного во внезапных порывах, стойкого
и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, весёлого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой усталого, мудрого
и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к позитивному разрешению конфликтов, к опоре на устойчивые и вечные
ценности человеческой жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, искусстве великих мастеров прошлого, культурной традиции
своей родины и простых людских радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости
гармонии и нарастающих трагических противоречиях.
Симфонии принесли Брамсу подлинную славу. Они отражают разные аспекты его мироощущения. Величие возводимых композитором зданий не исключает общей глубокой лиричности тона, присущей всем симфониям и являющейся «главной тональностью» его музыки. Симфонический цикл Брамса — труднейшее испытание для дирижёра, требующее умения сочетать в исполнении пылкость романтика с суровой дисциплиной хранителя классических форм. В Первой симфонии Брамса, написанной в 1862−1876 годах, многое напоминает о Бетховене. Музыка движется «от мрака к свету», в ней чувствуется воля и готовность «схватить судьбу за глотку». Острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом финале. Вторую симфонию, возникшую в едином творческом порыве летом-осенью 1877 года, истинно венскую, у истоков которой стояли Гайдн и Шуберт, можно назвать «симфонией радости». Именно она принесла Брамсу славу первого симфониста Германии. Третья симфония, появившаяся в 1883 году, — самая романтичная из всего цикла — проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед красотой природы, светлого и ясного утра. Четвёртая симфония, написанная в 1884–85 годы, — венец брамсовского симфонизма — развивается, по определению Ивана Соллертинского, «от элегии к трагедии». Симфония значительно отличается от предшественниц, хотя и в ней получает воплощение основной принцип Брамса — сочетание традиций романтизма и классицизма. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джеймс Энес (скрипка)
Сольный концерт Сочинения Баха Концертный зал Мариинского театра Суббота, 27 июня, 19:00
В субботу, 27 июня
в Концертном зале Мариинского театра канадский скрипач Джеймс Энес
сыграет Вторую и Третью партиты и Третью сонату для скрипки соло Баха.
Его сольный концерт продолжит серию выступлений членов жюри
ХV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
в рамках
Сонаты и партиты для скрипки соло Баха в истории музыки стоят особняком. Их нельзя ни с чем сравнить. Не потому, что скрипка здесь выступает в роли суперинстумента, в задачу которого входит воплотить замысел композитора, невзирая на невероятные технические трудности, и не потому, что форма скрипичных соло-сонаты и сюиты (по-итальянски партиты) позволяет раскрыть все выразительные возможности инструмента, а скорее, потому, что эта музыка несёт в себе такие философские глубины, такую бездну мудрости и даже богословия, что проблема её интерпретации вот уже более ста лет занимает умы исполнителей и музыковедов. |
Премьера сезона
Опера в трёх действиях Вторник, 30 июня, 19:00
Во вторник, 30 июня
на новой сцене Мариинского театра (
Последняя опера Римского-Корсакова, озаглавленная как «небылица в лицах», — сочинение излюбленного композитором сказочного жанра, написана по одноимённой несущей остро-сатирическую направленность сказке Пушкина. Богатство красок, яркость звуковой палитры, мудрая изобретательность и гармоническая уравновешенность всех элементов позволяет говорить о «Золотом петушке» как одном из наивысших достижений Римского-Корсакова. В спектакле Анны Матисон мелодичность, красочность, лейтмотивность музыки и сказочность сюжета подчёркнуты сценографией спектакля: в действие вплетены пантомима и игра масок, а в декорационном оформлении использованы видеопроекции в 3D формате. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бернстайн, Рахманинов
Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижёр – Джон Аксельрод Концертный зал Мариинского театра Суббота, 4 июля, 19:00
В субботу, 4 июля
в Концертном зале Мариинского театра
за пульт Симфонического оркестра Мариинского театра
встанет американский дирижёр Джон Аксельрод.
В программе концерта — «Симфонические танцы» из мюзикла
«Вестсайдская история» и дивертисмент из балета
«Беззаботные» Бернстайна,
а также «Симфонические танцы» Рахманинова.
Названия всех сочинений в программе указывают на их балетный характер. Однако если произведения Бернстайна действительно получили широкое распространение благодаря театральной сцене (балет «Беззаботные» был поставлен молодым и подающим надежды, а впоследствии ставшим всемирно известным хореографом Джеромом Роббинсом; премьера же «Вестсайдской истории» была организована с поистине голливудским размахом), то обсуждавшейся Рахманиновым с хореографом Михаилом Фокиным постановке балета на музыку «Симфонических танцев» так и не суждено было получить своего сценического воплощения по причине скоропостижной кончины балетмейстера. |
Квартет имени Бородина
Струнные квартеты Бородина, Чайковского и Шостаковича Концертный зал Мариинского театра Вторник, 7 июля, 19:00
Во вторник, 7 июля
в Концертном зале Мариинского театра выступит
Квартет имени Бородина — легендарный ансамбль
с богатой историей, бережно хранящий лучшие исполнительские традиции
классического квартетного репертуара. Музыканты сыграют шедевры
русских композиторов — Второй квартет Бородина,
Восьмой квартет Шостаковича
и Второй квартет Чайковского.
Квартет имени Бородина регулярно выступает в Концертном зале Мариинского театра в течение нескольких последних лет. В предыдущих сезонах музыканты играли циклы струнных квартетов Брамса, Чайковского (2012/13) и Шуберта (2013/14). Концерты нынешнего сезона посвящены |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|