|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие
Премьера Чайковский «Пиковая дама» Опера в трёх действиях Постановка Алексея Степанюка Хэштег: #чайковский175 Среда, 27 мая, 19:00 Четверг, 28 мая, 19:00 Пятница, 29 мая, 19:00 Воскресенье, 26 июля, 19:00
Премьерой новой постановки оперы Чайковского «Пиковая дама»
на новой сцене Мариинского театра (
Мировая премьера «Пиковой дамы» состоялась на сцене Мариинского театра в декабре 1890 года, опера сразу же была принята публикой как огромная удача композитора. Произведение является, вероятно, самым трагическим оперным шедевром Чайковского. Музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряжённостью музыкально-драматического развития. При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменён братом композитора Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — у Пушкина персонаж носит фамилию Германн (с двумя «н»), тогда как персонаж оперы — Герман (с одним «н»), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского различны: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума, всё же не умирает, а Лиза сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского же оба героя погибают. Есть ещё множество примеров отличий — как внешних, так и внутренних — в трактовке событий и персонажей Пушкиным и Чайковским. Действие «Пиковой дамы» происходит в Петербурге в конце XVIII века, атмосфера города хорошо ощущается в музыке.
Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Степанюк:
Это абсолютно петербургская история. Возьмите исследование Асафьева, посвящённое «Пиковой даме», которое начинается с самого главного: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете... Белая ночь, которая приходит с весной, отравлена скорбью. Томит, влечёт и манит странный, отраженный свет, и, когда восходит солнце, люди уже не в силах радоваться ему: они измождены процессом влечения к свету...» «Пиковая дама» — не о картах и не о карточной игре. Нельзя ставить эту оперу, отталкиваясь от гениальной повести Пушкина. Там сюжет — скорее занимательный, даже детективный. В нём нет ничего общего с монументальным трагизмом музыки, которую мы слышим... Пётр Ильич писал о себе. О своей судьбе, о роке, о желании быть как все и — не как все... О страхе и страсти, у которых один корень. Все трое — и Герман, и Графиня, и Лиза — «заражены» одним «вирусом» — их тянет ко всему, что страшно. Эта опера — об отношении к смерти, о том, что смерть может быть избавлением, она может быть не только страшной, но и прекрасной, смерть может быть благодарной... Графиня ведь ждала Германа! В спектакле, в четвёртой картине, она молодеет на глазах... Как писала Ахматова, «Красотка очень молода, но не из нашего столетья, вдвоём нам не бывать — та, третья, нас не оставит никогда». Это и есть смерть. Она страшна и прекрасна. Сюжет «Пиковой дамы» Чайковского мифологичен, воплотить его на сцене очень трудно. Я счастлив работать с Александром Орловым и Ириной Чередниковой — художниками с интуитивным нутром, создающими метафорические и в то же время красивые декорации, роскошные костюмы. Что можно назвать лейтмотивом в архитектуре Петербурга? Колонны. Поэтому они — на сцене. Их много, они образуют разные конфигурации, на золотые наслаиваются чёрные... А от колонн идут затемнённые, принимающие свет тюлевые завесы, и когда действие происходит за ними, всё приобретает призрачный характер, как белые ночи...
Алексей Степанюк работает в Мариинском театре с 1993 года, осуществил
с коллективом театра более двух десятков оперных постановок.
Постановочная команда, готовящая премьеру «Пиковой дамы»,
выпустила на сцене
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российская премьера
Луиджи Даллапиккола «Узник» Одноактная опера Концертное исполнение Концертный зал Мариинского театра Четверг, 28 мая, 19:00
В четверг, 28 мая
в Концертном зале Мариинского театра состоится российская премьера одноактной оперы
«Узник» итальянского композитора XX столетия Луиджи Даллапикколы.
Заглавную партию споёт ведущий солист Мариинского театра бас-баритон Евгений Никитин,
с успехом исполнявший эту роль на сценах главных оперных театров Парижа и Барселоны.
Симфоническим оркестром Мариинского театра будет дирижировать Олег Каэтани,
регулярно работающий с ведущими мировыми музыкальными театрами
и симфоническими коллективами. В Мариинском театре он дирижировал операми
Пуччини «Тоска» и «Турандот».
В концерте 28 мая под его управлением также будет исполнена
Третья симфония Шуберта.
Итальянский композитор, родившийся и проведший детство за пределами Италии, Луиджи Даллапиккола (1904 — 1975) вошёл в историю как автор, раздвинувший границы и сместивший «зону комфорта» итальянской музыки. В его творчестве нашли применение достижения двух главных антагонистов ХХ века — Игоря Стравинского и Арнольда Шёнберга — ещё прежде, чем к синтезу подходов пришёл в своем позднем творчестве сам Стравинский. «Узник» Даллапикколы — одноактная додекафонная опера-протест, написанная в 1943−48 годах. Композитор сам составил либретто оперы, положив в его основу вставной сюжет из «Легенды о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера и другие источники. Однако Даллапиккола отказался от изображения внешних событий, полностью переведя действие в психологический план. Все персонажи оперы носят условно-символические имена: Узник, его Мать, Страж (он же — Великий Инквизитор). Акцент на внутренних переживаниях главного героя привёл композитора к выразительному результату — открытой оперной форме, представляющей собой гигантское эмоциональное нарастание. Точкой отсчёта этого психологического крещендо является момент, когда Страж говорит заключённому в камере Узнику: «Брат мой, надейся!» — и, уходя, оставляет незапертой дверь. Узник отправляется в странствование по опасному подземному лабиринту, по мере прохождения которого усиливается его вера в спасение. Наконец, когда лабиринт пройден, он оказывается в саду и видит свет... но значит ли этот свет выход, свободу? На этом обрывается — не заканчивается, а именно обрывается опера. Неслучайно изобразительным «эпиграфом» к партитуре «Узника» Даллапиккола избрал офорт Франсиско Гойи из серии «Бедствия войны». Сорокаминутная опера, порождённая ужасом и отчаянием военных лет, утешает самой своей сущностью: стройностью и симметрией композиции, богатством эффектов, лиризмом и красочностью, словом, красотой. Евгений Никитин, на прошлой неделе исполнивший на сцене Мариинского театра заглавные партии в «Дон Жуане» Моцарта и «Летучем голландце» Вагнера, выступит ещё в нескольких спектаклях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|