Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 18 мая 2015 г.
Общее количество экземпляров: 150686
Мариинский театр
232-й сезон
На следующей неделе, 27 мая, в Петербурге откроется 23-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». Он будет проходить на трёх сценах и в четырёх камерных залах Мариинского театра и продлится почти 10 недель — до 2 августа. В этом году на фестивале будут представлены почти 200 спектаклей и концертов. Полная программа опубликована на сайте Мариинского театра. Главные события фестиваля перечислены в специальном выпуске информационного письма, вышедшем в конце прошлого месяца.

Сегодняшний выпуск информационного письма рассказывает о событиях нескольких первых дней фестиваля — о премьере новой постановки оперы Чайковского «Пиковая дама» (27, 28, 29 мая), о российской премьере оперы «Узник» итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (28 мая), о концертах вокального ансамбля Artis Sonus (29 мая) и Оркестра Российско-немецкой музыкальной академии (31 мая).

В предыдущем выпуске содержалась информация о выступлениях прославленного итальянского баса Ферруччо Фурланетто (22, 27 и 30 мая) и концертах, в которых прозвучат симфонии Густава Малера: три концерта — в них под управлением Валерия Гергиева будут исполнены Вторая, Третья и Восьмая симфонии — будут предварять открытие фестиваля «Звёзды белых ночей» (23, 24 и 25 мая), два других концерта — в них под управлением Кристофа Эшенбаха будут исполнены Пятая и Девятая симфонии — пройдут уже в рамках фестивальной программы (12 и 15 июня).
700px
Открытие 23-го Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей»
Премьера
Чайковский «Пиковая дама»
Опера в трёх действиях
Постановка Алексея Степанюка
Хэштег: #чайковский175
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 27 мая, 19:00
Четверг, 28 мая, 19:00
Пятница, 29 мая, 19:00
Воскресенье, 26 июля, 19:00
Премьерой новой постановки оперы Чайковского «Пиковая дама» на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) на следующей неделе откроется 23-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». Спектакль готовит постановочная команда в составе режиссёра-постановщика Алексея Степанюка, художника-постановщика Александра Орлова, художника по костюмам Ирины Чередниковой, художника по свету Александра Сиваева и хореографа Ильи Устьянцева. Премьерные представления состоятся в среду, 27 мая, четверг, 28 мая и пятницу, 29 мая. В июле постановка будет представлена на гастролях Мариинского театра в Фестшпильхаусе Баден-Бадена, а затем вернётся в Петербург — в этом сезоне спектакль будет показан на сцене Мариинского-2 также в воскресенье, 26 июля. Всеми спектаклями будет дирижировать Валерий Гергиев.

Мировая премьера «Пиковой дамы» состоялась на сцене Мариинского театра в декабре 1890 года, опера сразу же была принята публикой как огромная удача композитора. Произведение является, вероятно, самым трагическим оперным шедевром Чайковского. Музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряжённостью музыкально-драматического развития. При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменён братом композитора Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — у Пушкина персонаж носит фамилию Германн (с двумя «н»), тогда как персонаж оперы — Герман (с одним «н»), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского различны: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума, всё же не умирает, а Лиза сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского же оба героя погибают. Есть ещё множество примеров отличий — как внешних, так и внутренних — в трактовке событий и персонажей Пушкиным и Чайковским. Действие «Пиковой дамы» происходит в Петербурге в конце XVIII века, атмосфера города хорошо ощущается в музыке.
Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Степанюк:

Это абсолютно петербургская история. Возьмите исследование Асафьева, посвящённое «Пиковой даме», которое начинается с самого главного: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете... Белая ночь, которая приходит с весной, отравлена скорбью. Томит, влечёт и манит странный, отраженный свет, и, когда восходит солнце, люди уже не в силах радоваться ему: они измождены процессом влечения к свету...»

«Пиковая дама» — не о картах и не о карточной игре. Нельзя ставить эту оперу, отталкиваясь от гениальной повести Пушкина. Там сюжет — скорее занимательный, даже детективный. В нём нет ничего общего с монументальным трагизмом музыки, которую мы слышим... Пётр Ильич писал о себе. О своей судьбе, о роке, о желании быть как все и — не как все... О страхе и страсти, у которых один корень. Все трое — и Герман, и Графиня, и Лиза — «заражены» одним «вирусом» — их тянет ко всему, что страшно. Эта опера — об отношении к смерти, о том, что смерть может быть избавлением, она может быть не только страшной, но и прекрасной, смерть может быть благодарной... Графиня ведь ждала Германа! В спектакле, в четвёртой картине, она молодеет на глазах... Как писала Ахматова, «Красотка очень молода, но не из нашего столетья, вдвоём нам не бывать — та, третья, нас не оставит никогда». Это и есть смерть. Она страшна и прекрасна.

Сюжет «Пиковой дамы» Чайковского мифологичен, воплотить его на сцене очень трудно. Я счастлив работать с Александром Орловым и Ириной Чередниковой — художниками с интуитивным нутром, создающими метафорические и в то же время красивые декорации, роскошные костюмы. Что можно назвать лейтмотивом в архитектуре Петербурга? Колонны. Поэтому они — на сцене. Их много, они образуют разные конфигурации, на золотые наслаиваются чёрные... А от колонн идут затемнённые, принимающие свет тюлевые завесы, и когда действие происходит за ними, всё приобретает призрачный характер, как белые ночи...
Алексей Степанюк работает в Мариинском театре с 1993 года, осуществил с коллективом театра более двух десятков оперных постановок. Постановочная команда, готовящая премьеру «Пиковой дамы», выпустила на сцене Мариинского-2 постановки опер «Левша» Родиона Щедрина (2013 г.) и «Евгений Онегин» Чайковского (2014 г.).
700px
© Bob Gruen
Российская премьера
Луиджи Даллапиккола «Узник»
Одноактная опера
Концертное исполнение
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 28 мая, 19:00
В четверг, 28 мая в Концертном зале Мариинского театра состоится российская премьера одноактной оперы «Узник» итальянского композитора XX столетия Луиджи Даллапикколы. Заглавную партию споёт ведущий солист Мариинского театра бас-баритон Евгений Никитин, с успехом исполнявший эту роль на сценах главных оперных театров Парижа и Барселоны. Симфоническим оркестром Мариинского театра будет дирижировать Олег Каэтани, регулярно работающий с ведущими мировыми музыкальными театрами и симфоническими коллективами. В Мариинском театре он дирижировал операми Пуччини «Тоска» и «Турандот». В концерте 28 мая под его управлением также будет исполнена Третья симфония Шуберта.

Итальянский композитор, родившийся и проведший детство за пределами Италии, Луиджи Даллапиккола (1904 — 1975) вошёл в историю как автор, раздвинувший границы и сместивший «зону комфорта» итальянской музыки. В его творчестве нашли применение достижения двух главных антагонистов ХХ века — Игоря Стравинского и Арнольда Шёнберга — ещё прежде, чем к синтезу подходов пришёл в своем позднем творчестве сам Стравинский.

«Узник» Даллапикколы — одноактная додекафонная опера-протест, написанная в 1943−48 годах. Композитор сам составил либретто оперы, положив в его основу вставной сюжет из «Легенды о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера и другие источники. Однако Даллапиккола отказался от изображения внешних событий, полностью переведя действие в психологический план. Все персонажи оперы носят условно-символические имена: Узник, его Мать, Страж (он же — Великий Инквизитор). Акцент на внутренних переживаниях главного героя привёл композитора к выразительному результату — открытой оперной форме, представляющей собой гигантское эмоциональное нарастание. Точкой отсчёта этого психологического крещендо является момент, когда Страж говорит заключённому в камере Узнику: «Брат мой, надейся!» — и, уходя, оставляет незапертой дверь. Узник отправляется в странствование по опасному подземному лабиринту, по мере прохождения которого усиливается его вера в спасение. Наконец, когда лабиринт пройден, он оказывается в саду и видит свет... но значит ли этот свет выход, свободу? На этом обрывается — не заканчивается, а именно обрывается опера.

Неслучайно изобразительным «эпиграфом» к партитуре «Узника» Даллапиккола избрал офорт Франсиско Гойи из серии «Бедствия войны». Сорокаминутная опера, порождённая ужасом и отчаянием военных лет, утешает самой своей сущностью: стройностью и симметрией композиции, богатством эффектов, лиризмом и красочностью, словом, красотой.

Евгений Никитин, на прошлой неделе исполнивший на сцене Мариинского театра заглавные партии в «Дон Жуане» Моцарта и «Летучем голландце» Вагнера, выступит ещё в нескольких спектаклях 23-го Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей». На новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) он исполнит партию Верховного жреца Дагона в концертном исполнении «Самсона и Далилы» Сен-Санса (2 июня) и Фридриха фон Тельрамунда в «Лоэнгрине» Вагнера (5 июня). На сцене Мариинского театра он выступит в заглавных партиях в «Князе Игоре» Бородина (25 июня и 14 июля), «Борисе Годунове» Мусоргского (1 июля) и «Дон Жуане» Моцарта (30 июля).
Вокальный ансамбль Artis Sonus
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 29 мая, 19:00
В пятницу, 29 мая в Концертном зале Мариинского театра выступит молодой вокальный ансамбль Artis Sonus из Познани (Польша). Вокальная группа, название которой в переводе с латыни означает «искусство звука», была основана в 2014 году дирижёром и композитором Яцеком Сикульским. В состав коллектива вошли певцы из Академического хора Университета имени Адама Мицкевича и Хора мальчиков Познани. Концертная деятельность Artis Sonus началась с выступления на Международном фестивале современной музыки «Музыкальная весна в Познани». Совместно с Кшиштофом Кравчиком музыканты Artis Sonus записали компакт-диск с польскими аранжировками песен Леонарда Коэна. В репертуар коллектива входят произведения старинной, классической и современной музыки, а также аранжировки песен в стиле поп и рок. Ансамбль участвовал в фестивале «Музыка в Сандомире» и Международном фестивале хоров мальчиков.
Oркестр Российско-немецкой музыкальной академии
Солист: Юлиан Штекель (виолончель)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 31 мая, 15:00
В воскресенье, 31 мая в Концертном зале Мариинского театра выступит Оркестр Российско-немецкой музыкальной академии. Под управлением Валерия Гергиева музыканты исполнят концертную увертюру для оркестра Con brio Йорга Видманна (впервые в России), Виолончельный концерт Шумана (солист – Юлиан Штекель) и симфоническую сюиту «Шехеразада» Римского-Корсакова.

Идея создания Российско-немецкой музыкальной академии возникла в период подготовки концерта-открытия «Года Германии в России», состоявшегося в Большом зале Московской консерватории в июне 2012 года. Специально для этого концерта был создан Российско-немецкий студенческий оркестр, в который вошли студенты Московской консерватории и Берлинского университета искусств. Успех вдохновил молодых музыкантов обратиться к продюсеру проекта Татьяне Рексрот с предложением и в будущем давать совместные концерты, объединяясь в камерные ансамбли. Основные направления деятельности академии: мастер-классы ведущих музыкантов обеих стран для участников молодёжного Российско-немецкого оркестра, исполнение редко звучащих и только что созданных произведений современных композиторов России и Германии. В 2014 году концерты академии прошли в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». Музыканты выступали в Санкт-Петербурге, Берлине, Москве, Бонне и Клину.
340px
© AFP / John Macdougall
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша мая
— Афиша июня
— Афиша июля
— Афиша августа
— Абонементы сезона 2015/16
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ИнстаграмИнстаграм
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
iTunesiTunes Russia
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru