|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() © Österreichisches Theatermuseum
Симфонии Малера
Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра Дирижёр: Валерий Гергиев Симфония № 2 Суббота, 23 мая, 20:00 Симфония № 3 Воскресенье, 24 мая, 20:00 Симфония № 8 Понедельник, 25 мая, 20:00
В субботу, 23 мая,
воскресенье, 24 мая
и понедельник, 25 мая
на новой сцене Мариинского театра (
Вторая симфония Малера («Воскресение») написана в пяти частях. Первые три части являются инструментальными; две заключительные — вокально-инструментальными. В одном из своих писем Малер проводит параллели между музыкой симфонии и реальной жизнью: «Когда создавался замысел произведения, мне важно было передать не событие, а в лучшем случае ощущение. Идейная основа сочинения ясно выражена в словах заключительного хора... Вместе с тем из самого характера музыки легко понять, что за отдельными темами, при всём их разнообразии, перед моим взором, так сказать, драматически разыгрывалось реальное событие». Третья симфония Малера — программная, шестичастная. Работу над ней композитор начал сразу после завершения Второй симфонии, в которой даётся утвердительный ответ на вопрос о возможности личного бессмертия. По мнению И.И. Соллертинского, в Третьей симфонии Малер развёртывает романтическую космогонию (становление Вселенной) — от пробуждения природы от зимнего сна (первая часть), и жизни цветов (менуэт из второй части), к животному миру (скерцо третьей части с почтовым рогом за сценой) и, наконец, человеку (четвёртая часть), ангелам (пятая часть) и вселенской любви (оркестровое адажио в финале). В одном из писем Малер говорит об этой симфонии как о музыкальной поэме, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Восьмая симфония Малера — одно из самых масштабных хоровых произведений в репертуаре классических концертов. Её часто сравнивают и ставят рядом с Девятой симфонией Бетховена с её финальной «Одой к радости». По замыслу композитора, Восьмая симфония должна была стать возвышенной одой человеку, его творческому духу, одой красоте и гётевской «вечной женственности». Вместе с тем она мыслилась Малером как «симфония симфоний», венчающая симфоническую эпопею, которую автор создавал на протяжении двух десятилетий. Иными словами, Восьмой симфонии отводилась роль финала сверхцикла всех симфоний Малера. Замысел потребовал от композитора привлечения огромных исполнительских средств: увеличенного симфонического оркестра, органа, двух смешанных хоров, хора мальчиков и солистов — трёх сопрано, двух альтов, тенора, баритона и баса.
Симфонии Малера
Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижёр: Кристоф Эшенбах Симфония № 5 Пятница, 12 июня, 21:00 Симфония № 9 Концертный зал Мариинского театра Понедельник, 15 июня, 19:00
В июне, в рамках
Пятая симфония Малера — это своего рода переходный этап в творчестве композитора, который больше не может идти старыми путями и нащупывает в этом сочинении новые. Она начинает инструментальную трилогию, состоящую из Пятой, Шестой и Седьмой симфоний. Для Малера это означало гораздо больше, нежели просто отказ от включения поэтического слова. Композитор, привыкший рассчитывать для выражения идеи симфонии на литературные, философские или иные внемузыкальные ассоциации, привлекающий поэтический текст в качестве носителя разрешающего слова, отныне ограничивает себя в воплощении своих мыслей кругом чисто музыкальных средств. В Пятой симфонии Малер впервые выдвинул волнующую его в эти годы новую проблематику. С огромной силой выражено в сочинении переживание трагического конфликта с миром, эмоции страдания, отчаяния, волевого усилия, достигшего последнего предела, порой воспринимавшиеся слушателями как доминирующая в симфонии струя. Девятая симфония Малера — последняя завершённая симфоническая концепция композитора. С удивительной естественностью, присущей лишь явлениям природы, завершал он свой жизненный круг от весны без конца и без края через бури деяний, через зенит пророческого познания гармонии к раннему закату. И когда земной путь человека представился ему близким к окончанию, композитор обратился к мифу, которому одному лишь было дано продолжить готовую прерваться связь времён. Четырёхчастный цикл Девятой симфонии (нечасто используемый Малером) словно бы возвращает её к классическим структурным закономерностям, однако даже у Малера, пожалуй, нет другой симфонии, в которой были бы так безвозвратно утрачены типические признаки сонтано-симфонического цикла и свойственные ему соотношения темпов и тональностей. Каждая часть кажется совершенно самостоятельной, не связанной с другими, а между тем все они составляют неразрывное целое. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеозапись парижских концертов: 8 дисков DVD, 4 диска
Все инструментальные концерты и симфонии Шостаковича Симфонический оркестр Мариинского театра Хор Мариинского театра Марио Брунелло, Готье Капюсон (виолончель) Денис Мацуев, Даниил Трифонов (фортепиано) Алёна Баева, Вадим Репин (скрипка) Вероника Джиоева (сопрано) Михаил Петренко (бас) Дирижёр: Валерий Гергиев
Немецкая компания ArtHaus Musik выпустила видеозапись цикла
из всех инструментальных концертов и всех симфоний Дмитрия Шостаковича
в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра
под управлением Валерия Гергиева. Сочинения записывались
в ходе восьми концертов, состоявшихся в парижском Зале Плейель
в январе и декабре 2013 года и феврале 2014 года.
В концертах приняли участие виолончелисты Марио Брунелло (Виолончельный концерт № 2) и Готье Капюсон (Виолончельный концерт № 1), пианисты Денис Мацуев (Фортепианный концерт № 2) и Даниил Трифонов (Фортепианный концерт № 1), скрипачи Алёна Баева (Скрипичный концерт № 2) и Вадим Репин (Скрипичный концерт № 1), сопрано Вероника Джиоева (Симфония № 14), бас Михаил Петренко (Симфонии №№ 13 и 14) и Хор Мариинского театра (Симфонии №№ 2, 3 и 13). Комплект инструментальных концертов и симфоний доступен на 4 дисках формата Реализация такого масштабного проекта стала результатом совместных усилий коллектива Мариинского театра, компании ArtHaus Musik, организации Cité de la musique (занимавшейся продюсированием концертов Зала Плейель), канала Mezzo, компаний Telmondis и AMPVISUALTV при участии французского телевидения. В обширном репертуаре Валерия Гергиева сочинения Шостаковича занимают особое место. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра и другими симфоническими коллективами маэстро представлял полные симфонические циклы Шостаковича в Вене, Лондоне, Мюнхене, Нью-Йорке и Петербурге; отдельными симфониями Шостаковича неоднократно дирижировал в десятках городов мира. В течение нескольких лет лейбл Мариинского театра продолжает проект по выпуску аудиозаписей всех симфоний Шостаковича. На данный момент выпущены диски с записями Симфоний №№ 1−11 и 15, а тажке Скрипичным концертом № 1 (солист – Леонидас Кавакос), Фортепианными концертами №№ 1 и 2 (солист – Денис Мацуев). Все эти сочинения были записаны в Концертном зале Мариинского театра. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мариинский театр в годы Великой Отечественной войны
70 кадров из прошлого: фотопроект на сайте театра 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945
В преддверии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сезон 2015/16: абонементы №№ 1−50
Мариинский театр Концертный зал Мариинского театра
На прошлой неделе на сайте и в кассах Мариинского театра началась продажа
абонементов №№ 1−50 сезона 2015/16.
Абонементы №№ 1−50 включают спектакли и концерты, которые будут проходить на трёх сценах Мариинского театра (историческая сцена, новая сцена, Концертный зал Мариинского театра). Программы абонементов, составленных из концертов и лекций в камерных залах Покупка абонементов даёт такие преимущества, как заблаговременное планирование времени, возможность выбора единого места в зале на все мероприятия абонемента, тщательно подобранную программу спектаклей и концертов, объединённых единой темой, а также выгодное ценовое предложение (цена билетов при покупке абонемента составляет 50% от стоимости билетов, приобретаемых отдельно). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|