Сезон 2013/14: 20 21 22 23 24 25 26 Все выпуски | ||||||||
Мариинский театр, 24 февраля — 2 марта
С 24 февраля по 2 марта на трёх сценах Мариинского театра пройдёт традиционный фестиваль
«Масленица».
События этих дней будут нести дух праздничности, сказочности, прощания с зимой и холодами, ожидания встречи с весной и пробуждающейся природой.
В афишу фестиваля включены оперные и балетные спектакли на сюжеты сказок, былин, мифов и легенд. На сцене Мариинского театра будут представлены оперы Римского-Корсакова «Садко» (24 февраля) и «Сказка о царе Салтане» (26 и 27 февраля), балеты Стравинского «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» (28 февраля) и Чайковского «Лебединое озеро» (1 марта). На новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) фестиваль откроется представлением балета «Весна священная» в хореографии Саши Вальц и российской премьерой балета «Инфра» в хореографии Уэйна МакГрегора (24 февраля), а в последующие вечера будут представлены красочные спектакли на сказочные сюжеты — опера («весенняя сказка») Римского-Корсакова «Снегурочка» (25 февраля) и «балет-феерия» Чайковского «Спящая красавица» (26 и 27 февраля). В Концертном зале Мариинского театра пройдут представления оперы Моцарта «Волшебная флейта» (24 и 26 февраля). Особенностью фестивальной афиши этого года являются концерты и мероприятия с участием музыкантов, играющих на ударных инструментах. Первым в этой серии станет концерт 25 февраля, в котором выступят артисты ударной группы Cимфонического оркестра Мариинского театра, дуэт ударных инструментов «Перкусьён де фуа», ансамбль звонарей и группа рудиментальных барабанщиков Sky Rhythm. Двумя вечерами позднее, 27 февраля в Концертном зале выступит группа перкуссионистов во главе с Петром Садло. Свою собственную программу в дневном концерте 1 марта представит Дуэт ударных инструментов «Перкусьён де фуа». Завершится фестиваль 2 марта выступлением Чижик-джаз-квартета — в этом концерте будет исполнена как классика в джазовой обработке (Моцарт, Чайковский, Бизе), так и авторская музыка Алексея Чижика — очень петербургская и одновременно по-джазовому ритмичная и завораживающая. В вечернем концерте 1 марта, в котором примут участие Хор Мариинского театра и Камерный хор Смольного собора, будут исполнены сочинения Георгия Свиридова для хора, фортепиано и ударных инструментов. Серию «ударных» мероприятий фестиваля дополнят мастер-классы в Зале-амфитеатре, Зале Щедрина и репетиционных залах Мариинского-2, которые пройдут 28 февраля — в этот день состоится мастер-класс по игре на церковных колоколах (преподаватель: А. Иванов) и мастер-класс по рудиментальной игре на малом барабане (преподаватель: П.Степанов), а также 2 марта. |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Верди «Набукко»
Постановка Дмитрия Бертмана Мариинский театр Четверг, 20 февраля, 19:00 Суббота, 8 марта, 19:00
В четверг, 20 февраля
впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будет представлена опера Джузеппе Верди «Набукко».
Именно эта опера, третья в творчестве Верди, принесла ему настоящую славу. Библейский сюжет о раскаявшемся в своих грехах и пришедшем
через страдания к истинной вере вавилонском царе Навуходоносоре (Набукко — сокращённая итальянская интерпретация этого имени),
о коварстве его дочери Абигайль, стремящейся любой ценой добиться власти, о страданиях несчастных евреев и их пленении вавилонянами
по-настоящему взволновал Верди. После премьеры «Набукко», прошедшей на сцене миланского театра Ла Скала, он в один день стал знаменитым.
Опере «Набукко» выпала участь появиться в эпоху Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства. В этой политической обстановке любая мысль о порабощении, как, например, пленение евреев ассирийцами, воспринималась итальянцами как напоминание о современном положении Родины. Однако, какие бы чувства не вызывала опера у свободолюбивых итальянцев, кроме воспевания героических устремлений в ней содержится много других идей. С 2005 года «Набукко» идёт в Мариинском театре в постановке Дмитрия Бертмана, ставящей в центр внимания человеческие страсти, которые в итоге влияют на судьбы народов, на судьбы мира. Этот спектакль будет представлен на сцене Мариинского театра также в субботу, 8 марта. |
Щедрин «Анна Каренина»
Хореография Алексея Ратманского Вторник, 4 марта, 19:30 Среда, 5 марта, 19:30
Во вторник, 4 марта
и среду, 5 марта
на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся представления балета Родиона Щедрина «Анна Каренина»
по одноимённому роману Льва Толстого в хореографии Алексея Ратманского.
Балет появился в репертуаре театра в 2010 году. На исторической сцене Мариинского театра состоялось 16 представлений.
Ещё 17 раз спектакль давали на гастролях в семи городах — в Москве,
Хореографический текст балета точно следует замыслу романа, а основную драматургическую нагрузку несёт образ Анны. В обоих представлениях 4 и 5 марта в заглавной партии выступит прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Партии Вронского и Каренина исполнят, соответственно, Андрей Ермаков и Виктор Баранов. Спектаклями будет дирижировать Валерий Гергиев. |
|||||||
Фестиваль к
Хэштег: #мусоргский175 Мариинский театр, 3—31 марта
Месяц март в Мариинском театре будет отмечен серией событий, объединённых
в фестиваль,
посвящённый 175-летию со дня рождения
великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 — 1881).
Русские национальные черты в музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение.
Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней,
в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом,
из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов.
На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки,
а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
В рамках мартовского фестиваля будут исполнены практически все сочинения Мусоргского. Прежде всего, это его творения в жанре оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой» — на исторической сцене Мариинского театра будут представлены обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.) и «Хованщина» — эти спектакли присутствуют в репертуаре театра. В полусценических и концертных версиях будут исполнены неоконченные оперы Мусоргского — «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» и «Саламбо». В концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра и в камерных залах новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2) прозвучат вокальные циклы, романсы и песни Мусоргского. Именно вокальная музыка является его специальностью. С одной стороны, композитор стремился к реализму, а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, Мусоргский сумел поставить новые, оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. Исключительной драматической силой среди этих сочинений отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в марте он будет исполнен дважды, под аккомпанемент фортепиано и симфонического оркестра). Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», она также будет исполнена в рамках фестиваля. Выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. В марте этот знаменитый цикл прозвучит трижды (в оригинальной версии, в переложении для брасс-ансамбля и в наиболее популярной оркестровке Мориса Равеля). Подробная информация о каждом событии фестиваля будет опубликована в следующих выпусках информационного письма. |
||||||||
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
Постановка Александра Петрова Мариинский театр Воскресенье, 23 февраля, 19:00 Среда, 26 февраля, 19:00 Четверг, 27 февраля, 19:00 Воскресенье, 30 марта, 19:00
В воскресенье, 23 февраля,
среду, 26 февраля,
четверг, 27 февраля
и воскресенье, 30 марта
на сцене Мариинского театра состоятся представления оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
В основу её либретто положена одноимённая сказка Александра Пушкина, к 100-летию со дня рождения которого
планировалась премьера. «Сказка о царе Салтане» относится к излюбленному Римским-Корсаковым сказочному жанру,
но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл.
Солнечная, полная лёгкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Однако в условиях русской действительности
конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был привнесён новый оттенок. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение,
приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии,
которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных опер Римского-Корсакова
«Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».
«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Её музыка, озарённая безоблачной радостью и мягким юмором, течёт легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие. С 2005 года «Сказка о царе Салтане» идёт в Мариинском театре в постановке Александра Петрова, декорации которой разработаны по мотивам эскизов Ивана Билибина к постановке 1937 года. |
Римский-Корсаков «Садко»
Постановка Алексея Степанюка Мариинский театр Понедельник, 24 февраля, 19:00 Суббота, 15 марта, 19:00
В понедельник, 24 февраля
и субботу, 15 марта
на сцене Мариинского театра будет представлена опера Николая Римского-Корсакова «Садко» в постановке Алексея Степанюка
1993 года и декорациях по эскизам Константина Коровина к постановке 1920 года. Либретто оперы было написано самим композитором
на основе русских былин о гусляре Садко. Шестая опера Римского-Корсакова, «Садко» была впервые поставлена в Частной опере Солодовникова
в Москве в 1897 году, таким образом став первой оперой композитора, премьера которой состоялась не в Мариинском театре.
В опере использованы русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин (в Мариинском театре идёт в трёх действиях с двумя антрактами). Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева. Время действия, обычно относимое в былине к XI–XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда были ещё сильны старые языческие верования. В либретто сохранён былинный стих с его характерными особенностями. Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами. |
|||||||