Сезон 2013/14: 20 21 22 23 24 25 26 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 17 февраля 2014 г.
Общее количество экземпляров: 95220
Мариинский театр
231-й сезон
Этот выпуск информационного письма рассказывает о нескольких важных проектах Мариинского театра, которые будут интересны самому широкому кругу зрителей.
700px
Картина Бориса Кустодиева «Масленица», 1916 г.
10-й фестиваль «Масленица»
Мариинский театр, Мариинский-2 (новая сцена), Концертный зал Мариинского театра
24 февраля — 2 марта
С 24 февраля по 2 марта на трёх сценах Мариинского театра пройдёт традиционный фестиваль «Масленица». События этих дней будут нести дух праздничности, сказочности, прощания с зимой и холодами, ожидания встречи с весной и пробуждающейся природой.

В афишу фестиваля включены оперные и балетные спектакли на сюжеты сказок, былин, мифов и легенд. На сцене Мариинского театра будут представлены оперы Римского-Корсакова «Садко» (24 февраля) и «Сказка о царе Салтане» (26 и 27 февраля), балеты Стравинского «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» (28 февраля) и Чайковского «Лебединое озеро» (1 марта). На новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) фестиваль откроется представлением балета «Весна священная» в хореографии Саши Вальц и российской премьерой балета «Инфра» в хореографии Уэйна МакГрегора (24 февраля), а в последующие вечера будут представлены красочные спектакли на сказочные сюжеты — опера («весенняя сказка») Римского-Корсакова «Снегурочка» (25 февраля) и «балет-феерия» Чайковского «Спящая красавица» (26 и 27 февраля). В Концертном зале Мариинского театра пройдут представления оперы Моцарта «Волшебная флейта» (24 и 26 февраля).

Особенностью фестивальной афиши этого года являются концерты и мероприятия с участием музыкантов, играющих на ударных инструментах. Первым в этой серии станет концерт 25 февраля, в котором выступят артисты ударной группы Cимфонического оркестра Мариинского театра, дуэт ударных инструментов «Перкусьён де фуа», ансамбль звонарей и группа рудиментальных барабанщиков Sky Rhythm. Двумя вечерами позднее, 27 февраля в Концертном зале выступит группа перкуссионистов во главе с Петром Садло. Свою собственную программу в дневном концерте 1 марта представит Дуэт ударных инструментов «Перкусьён де фуа». Завершится фестиваль 2 марта выступлением Чижик-джаз-квартета — в этом концерте будет исполнена как классика в джазовой обработке (Моцарт, Чайковский, Бизе), так и авторская музыка Алексея Чижика — очень петербургская и одновременно по-джазовому ритмичная и завораживающая. В вечернем концерте 1 марта, в котором примут участие Хор Мариинского театра и Камерный хор Смольного собора, будут исполнены сочинения Георгия Свиридова для хора, фортепиано и ударных инструментов. Серию «ударных» мероприятий фестиваля дополнят мастер-классы в Зале-амфитеатре, Зале Щедрина и репетиционных залах Мариинского-2, которые пройдут 28 февраля — в этот день состоится мастер-класс по игре на церковных колоколах (преподаватель: А. Иванов) и мастер-класс по рудиментальной игре на малом барабане (преподаватель: П.Степанов), а также 2 марта.
340px
© David Bebber
Премьера: «Инфра»
Хореография Уэйна МакГрегора
Мариинский-2 (новая сцена)
Понедельник, 24 февраля, 19:30
В понедельник, 24 февраля на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится российская премьера балета «Инфра» в хореографии Уэйна МакГрегора на музыку Макса Рихтера.

Британец Уэйн МакГрегор заслужил репутацию одного из самых востребованных хореографов Великобритании. Его работы украшают репертуар ведущих балетных компаний мира — Парижской национальной оперы, Лондонского Королевского балета, Нью-Йорк Сити балета, Нидерландского театра танца, Большого театра России, и неизменно удивляют зрителей. Увлеченный современными технологиями хореограф в своих постановках стремится к диалогу между танцем и самыми актуальными достижениями мультимедиа. В балетах МакГрегора рядом с танцовщиками движутся сгенерированные компьютером фигуры, используются возможности 3D-архитектуры, цифрового видео и анимации. Звезды балета, вдохновляясь работой с хореографом, не скрывают своего восхищения его гиперподвижностью и способностью производить впечатление «человека без костей». А для МакГрегора стихия движения — ещё и материал для научных исследований взаимодействия тела и мозга. На сегодняшний день Уэйн МакГрегор является одним из самых актуальных творцов в области как современного танца, так и балета. Не случайно он стал первым «неклассиком», занявшим пост постоянного хореографа Королевского балета Великобритании, главного хранителя традиций английской классики.

Одноактный балет «Инфра» был создан в 2008 году для труппы лондонского Королевского балета. В нём МакГрегор «...попытался проникнуть в потаенные уголки человеческой души, показать изнанку людей — таких прозаичных, несовершенных и уязвимых». По словам хореографа, «„Инфра“ — это просто балет о людях».

В один вечер с «Инфрой» будет представлен балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в постановке современного немецкого хореографа Саши Вальц, которая была приурочена к 100-летию мировой премьеры знаменитой партитуры и стала первой балетной премьерой на сцене Мариинского-2. В своей версии «Весны священной» хореограф возвращается к ритуальности, древней обрядовости и идее жертвоприношения.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
«Сказки в русской опере»
Концерт по заявкам аудитории
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 28 февраля, 19:00
На сайте Мариинского театра открыто голосование по программе концерта солистов оперы, который состоится на сцене Концертного зала Мариинского театра в пятницу, 28 февраля. По сложившейся в нынешнем сезоне традиции такие концерты проходят в последний день месяца, их программу определяют сами слушатели в ходе онлайн-голосования на сайте театра. В феврале программу концерта составят фрагменты опер русских композиторов, в основу сюжета которых положены сказочные произведения.

Перейдите на страницу концерта на сайте Мариинского театра и отметьте наиболее понравившиеся произведения, выбрав из списка перечисленных не более восемнадцати. Имена солистов станут известны за несколько дней до начала концерта (они будут подобраны исходя из программы концерта).
340px
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке», 1907 г.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Верди «Набукко»
Постановка Дмитрия Бертмана
Мариинский театр
Четверг, 20 февраля, 19:00
Суббота, 8 марта, 19:00
В четверг, 20 февраля впервые в нынешнем сезоне на сцене Мариинского театра будет представлена опера Джузеппе Верди «Набукко». Именно эта опера, третья в творчестве Верди, принесла ему настоящую славу. Библейский сюжет о раскаявшемся в своих грехах и пришедшем через страдания к истинной вере вавилонском царе Навуходоносоре (Набукко — сокращённая итальянская интерпретация этого имени), о коварстве его дочери Абигайль, стремящейся любой ценой добиться власти, о страданиях несчастных евреев и их пленении вавилонянами по-настоящему взволновал Верди. После премьеры «Набукко», прошедшей на сцене миланского театра Ла Скала, он в один день стал знаменитым.

Опере «Набукко» выпала участь появиться в эпоху Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства. В этой политической обстановке любая мысль о порабощении, как, например, пленение евреев ассирийцами, воспринималась итальянцами как напоминание о современном положении Родины. Однако, какие бы чувства не вызывала опера у свободолюбивых итальянцев, кроме воспевания героических устремлений в ней содержится много других идей. С 2005 года «Набукко» идёт в Мариинском театре в постановке Дмитрия Бертмана, ставящей в центр внимания человеческие страсти, которые в итоге влияют на судьбы народов, на судьбы мира. Этот спектакль будет представлен на сцене Мариинского театра также в субботу, 8 марта.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Щедрин «Анна Каренина»
Хореография Алексея Ратманского
Мариинский-2 (новая сцена)
Вторник, 4 марта, 19:30
Среда, 5 марта, 19:30
Во вторник, 4 марта и среду, 5 марта на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся представления балета Родиона Щедрина «Анна Каренина» по одноимённому роману Льва Толстого в хореографии Алексея Ратманского. Балет появился в репертуаре театра в 2010 году. На исторической сцене Мариинского театра состоялось 16 представлений. Ещё 17 раз спектакль давали на гастролях в семи городах — в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Баден-Бадене, Женеве, Токио и Тяньцзине. Спектакль был перенесён на сцену Мариинского-2 в прошлом месяце, был показан там дважды.

Хореографический текст балета точно следует замыслу романа, а основную драматургическую нагрузку несёт образ Анны. В обоих представлениях 4 и 5 марта в заглавной партии выступит прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Партии Вронского и Каренина исполнят, соответственно, Андрей Ермаков и Виктор Баранов. Спектаклями будет дирижировать Валерий Гергиев.
700px
Фрагмент портрета Модеста Мусоргского работы Ильи Репина, 1881 г.
Фестиваль к 175-летию Модеста Мусоргского
Хэштег: #мусоргский175
Мариинский театр, Мариинский-2 (новая сцена), Концертный зал Мариинского театра
3—31 марта
Месяц март в Мариинском театре будет отмечен серией событий, объединённых в фестиваль, посвящённый 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 — 1881). Русские национальные черты в музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

В рамках мартовского фестиваля будут исполнены практически все сочинения Мусоргского. Прежде всего, это его творения в жанре оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой» — на исторической сцене Мариинского театра будут представлены обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.) и «Хованщина» — эти спектакли присутствуют в репертуаре театра. В полусценических и концертных версиях будут исполнены неоконченные оперы Мусоргского — «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» и «Саламбо». В концертах на сцене Концертного зала Мариинского театра и в камерных залах новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2) прозвучат вокальные циклы, романсы и песни Мусоргского. Именно вокальная музыка является его специальностью. С одной стороны, композитор стремился к реализму, а с другой — к красочному и выразительному раскрытию слова. Работая в жанре вокальной музыки, Мусоргский сумел поставить новые, оригинальные задачи и применить самобытные новаторские приёмы для их выполнения. Исключительной драматической силой среди этих сочинений отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в марте он будет исполнен дважды, под аккомпанемент фортепиано и симфонического оркестра). Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», она также будет исполнена в рамках фестиваля. Выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой; русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. В марте этот знаменитый цикл прозвучит трижды (в оригинальной версии, в переложении для брасс-ансамбля и в наиболее популярной оркестровке Мориса Равеля). Подробная информация о каждом событии фестиваля будет опубликована в следующих выпусках информационного письма.
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
Постановка Александра Петрова
Мариинский театр
Воскресенье, 23 февраля, 19:00
Среда, 26 февраля, 19:00
Четверг, 27 февраля, 19:00
Воскресенье, 30 марта, 19:00
В воскресенье, 23 февраля, среду, 26 февраля, четверг, 27 февраля и воскресенье, 30 марта на сцене Мариинского театра состоятся представления оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В основу её либретто положена одноимённая сказка Александра Пушкина, к 100-летию со дня рождения которого планировалась премьера. «Сказка о царе Салтане» относится к излюбленному Римским-Корсаковым сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Солнечная, полная лёгкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Однако в условиях русской действительности конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был привнесён новый оттенок. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии, которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных опер Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».

«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Её музыка, озарённая безоблачной радостью и мягким юмором, течёт легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие.

С 2005 года «Сказка о царе Салтане» идёт в Мариинском театре в постановке Александра Петрова, декорации которой разработаны по мотивам эскизов Ивана Билибина к постановке 1937 года.
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Римский-Корсаков «Садко»
Постановка Алексея Степанюка
Мариинский театр
Понедельник, 24 февраля, 19:00
Суббота, 15 марта, 19:00
В понедельник, 24 февраля и субботу, 15 марта на сцене Мариинского театра будет представлена опера Николая Римского-Корсакова «Садко» в постановке Алексея Степанюка 1993 года и декорациях по эскизам Константина Коровина к постановке 1920 года. Либретто оперы было написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Шестая опера Римского-Корсакова, «Садко» была впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве в 1897 году, таким образом став первой оперой композитора, премьера которой состоялась не в Мариинском театре.

В опере использованы русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин (в Мариинском театре идёт в трёх действиях с двумя антрактами). Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева. Время действия, обычно относимое в былине к XI–XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда были ещё сильны старые языческие верования. В либретто сохранён былинный стих с его характерными особенностями. Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями.

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша февраля
— Афиша марта
— Фестиваль балета
— Абонементы сезона 2013/14
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
— «Театральный урок в Мариинском»
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
— 28 октября 2013 г.
— 4 ноября 2013 г.
— 11 ноября 2013 г.
— 18 ноября 2013 г.
— 25 ноября 2013 г.
— 2 декабря 2013 г.
— 9 декабря 2013 г.
— 16 декабря 2013 г.
— 23 декабря 2013 г.
— 30 декабря 2013 г.
— 13 января 2014 г.
— 20 января 2014 г.
— 27 января 2014 г.
— 3 февраля 2014 г.
— 10 февраля 2014 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru