Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 15 декабря 2014 г.
Общее количество экземпляров: 129846
Мариинский театр
232-й сезон
Этот выпуск информационного письма рассказывает о главных событиях следующей недели: 25, 26 и 27 декабря на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся премьерные представления новой постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»; с 22 по 28 декабря в Концертном зале Мариинского театра и камерных залах Мариинского-2 будет проходить 8-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»; в следующий понедельник, 22 декабря, на сцене Мариинского театра впервые в нынешнем сезоне будет представлена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана»; с 21 по 27 декабря в немецком Баден-Бадене пройдут гастроли балетной труппы Мариинского театра.

Об актуальных событиях наступившей недели можно почитать в предыдущем выпуске информационного письма.

Желаем хорошей недели и приятного настроения!
700px
Премьера
Николай Римский-Корсаков «Золотой петушок»
Опера (небылица в лицах) в трёх действиях
Постановка Анны Матисон
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 25 декабря, 19:30
Пятница, 26 декабря, 19:00
Суббота, 27 декабря, 12:00
Суббота, 3 января, 19:00
Воскресенье, 1 февраля, 19:00
В четверг, 25 декабря, пятницу, 26 декабря и субботу, 27 декабря на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся премьерные представления новой постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок», спектакль будет показан также в субботу, 3 января и воскресенье, 1 февраля.

Последняя опера Римского-Корсакова, сочинение излюбленного композитором сказочного жанра, написанное по одноимённой сказке Александра Пушкина, — по богатству красок, яркости звуковой палитры, мудрой изобретательности и гармонической уравновешенности всех элементов «Золотой петушок» является одним из наивысших достижений Римского-Корсакова. Композитор не стал называть свою оперу «сказкой» (как «Сказку о царе Салтане») и даже «сказочкой» (как «Кащея Бессмертного»). Он назвал её «небылицей в лицах», отсылая зрителя и слушателя оперы к совсем иному пласту русского народного творчества — небылицам, небывальщинам, былинам-скоморошинам, фольклорным пародиям. В небылицах царствует стихия комического неправдоподобия (всегда отталкивающегося от серьезного «оригинала»), часто оно усиливается рассказом от первого лица (в «Золотом петушке» «автором» и «рассказчиком» всей истории становится Звездочёт). Для них характерны «переворачивание смысла», подчёркнуто иронический тон повествования. Небылицы — часть народной смеховой культуры, «мира наизнанку», в котором не действуют прежние правила и привычная логика, а герои подменяются антигероями.
Постановку «Золотого петушка», третью за более чем вековую историю этой оперы в Мариинском театре, готовит команда во главе с драматургом, сценаристом, кинорежиссёром и продюсером Анной Матисон (она выступает одновременно как режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам). Этот спектакль является для неё дебютом на оперной сцене, но в драматургии и кино она уже далеко не новичок. По словам режиссёра, её спектакль ориентирован прежде всего на так называемую «семейную аудиторию», на детей.

Анна Матисон рассказывает о своём видении постановки оперы «Золотой петушок»:

Во-первых, композитор действительно назвал оперу «небылица в лицах», а не сатирические картины. А сатира и небылицы — это разные жанры. Видеть в этой сказке сатиру — знакомый, традиционный путь, многократно использовавшийся режиссёрами. Но я в первую очередь беру за основу то, что все мы помним эту сказку с детства. Неважно, читали мы её сами или слушали чтение родителей — ни в том, ни в другом случае мы не воспринимали и не обсуждали её как политическую сатиру, а следили за действием. Мне очень хотелось сделать именно сказку, потому что сказка слышится мне и в музыке тоже. На что ещё вести детей, если не на такую прекрасную музыку, такую ясную, прозрачную, изумительно красивую, очень образную, очень визуальную? «Золотой петушок» может быть для ребенка оперой для первого посещения театра, первого знакомства с ним, и музыка позволяет сделать это знакомство доверительным, открывая для маленького зрителя новый интерес. Это, во-первых. Во-вторых — то, что касается концепта и намёков на политическую сатиру. Дело в том, что действие происходит в Тридевятом царстве и у Пушкина, и у Римского-Корсакова. Но ни поэт, ни композитор не конкретизируют, что сказочное Тридевятое царство — это Россия, мы понимаем это интуитивно. Конечно, в контексте считываются архетипы наших царей и политических ситуаций, но это нигде не проговаривается прямолинейно, нет никаких аллюзий и шуточек, которые давали бы жёсткую характеристику жанра.

В музыке «Золотого петушка» я прежде всего слышу очень красивый сказочный мир. Драматургия спектакля выстраивается по определенным законам, есть такое понятие как «логлайн», то есть — про что эта опера в одну строчку. Возможно, я ошибаюсь, но для меня основная тема — власть женщины. Если бы мы делали спектакль про глупого царя, тогда согласно сценарным законам должен был бы погибнуть только царь или ещё кто-то стать случайной, нечаянной жертвой. Но когда погибают абсолютно все мужчины, молодые и старые, умные и глупые, — это говорит о том, что власть женщины безгранична. Для детей мы выстраиваем сюжет про принцессу и приключения в сказочной стране, взрослые же должны считывать историю про власть женщины. Не про попытку встать на путь зла, но про отказ от неё. Ведь мы даём шанс Шемаханской царице, но она им не воспользуется — из страха быть собой...

Для меня театр — очень консервативное пространство, этим он мне и нравится. Даже современный, самый оснащённый театр — всё равно консервативен как явление, так как в нём есть ограничения, диктуемые сценой. В театре не спрячешься за спецэффект — театр по-прежнему требует прежде всего таланта. Я и в кино не люблю спецэффекты, потому что они очень быстро устаревают. Я надеюсь, что получится найти яркие решения с использованием современных технологий, которые призваны не поразить, а деликатно, даже незаметно вписаться в контекст оперы, которые будут актуально смотреться и по прошествии времени. Я бы сказала, что «Золотой петушок» — классическая постановка, сделанная современными средствами, и очень надеюсь, что старания людей, работавших над ней, сложатся в целостную картину и спектакль получится интересный.

Сама по себе репетиционная технология в театре и в игровом кино не сильно различается — репетиционные периоды практически одинаковые. В кино самое важное — выстроить линию каждого персонажа, он должен чувствовать себя свободно и мотивированно в каждом фрагменте. В опере примерно то же самое. Разговаривая с режиссёрами, которые приходят в музыкальный театр из кино, я поняла, что для них непривычность ситуации состоит в том, что все артисты поют. Но для меня музыка — главный сценарий; всё так, как я хотела, как мне мечталось. Поэтому считаю, что мне повезло, и я по-настоящему благодарна за возможность дебютировать в качестве оперного режиссёра на сцене Мариинского театра. Мои коллеги по постановке любят музыку, чувствуют её и считают этот мир своим на сто процентов.
Партии готовят Сергей Алексашкин, Владимир Феляуэр и Эдуард Цанга (Царь Додон), Александр Трофимов, Илья Селиванов и Андрей Илюшников (Царевич Гвидон), Владислав Сулимский, Александр Герасимов и Ярослав Петряник (Царевич Афрон), Андрей Серов и Денис Беганский (Воевода Полкан), Лариса Дядькова, Елена Витман и Злата Булычёва (Ключница Амелфа), Андрей Попов, Станислав Леонтьев и Артём Мелихов (Звездочёт), Аида Гарифуллина, Ольга Пудова и Антонина Весенина (Шемаханская царица), Кира Логинова, Екатерина Красько и Анна Шульгина (Золотой петушок).
700px
8-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Хэштег: #PianoFestivalDecember2014
Концертный зал Мариинского театра
Мариинский-2 (камерные залы)
22−28 декабря
С 22 по 28 декабря в Концертном зале Мариинского театра и камерных залах новой сцены (Мариинский-2) пройдёт 8-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма». Фестиваль, основанный весной 2011 года, проводится два раза в год. По словам Валерия Гергиева, задача фестиваля — приглашать в Петербург музыкантов, которые получили международное признание, но пока менее известны в России, открывать новые имена и давать дорогу молодым талантам, а также популяризировать фортепианную музыку. Программы фестивалей «Лики современного пианизма» многосюжетны. На них встречаются пианисты разных поколений, разного творческого опыта и традиций.

Музыкальный руководитель фестиваля Валерий Гергиев продирижирует тремя симфоническими концертами, программы которых построены на сопоставлении произведений различных композиторов: в концерте при участии Даниила Трифонова будут исполнены симфонические произведения и фортепианные концерты Сергея Рахманинова и Александра Скрябина (22 декабря), Алексей Володин будет солировать в фортепианных концертах Фредерика Шопена, в один вечер с которыми будут сыграны оркестровые сюиты из опер Николая Римского-Корсакова (23 декабря), а Николас Ангелич и Мира Евтич выступят в вечере французской музыки, в программе которого наряду с поздними сочинениям Сезара Франка будут исполнены поздние сочинения его соотечественника Мориса Равеля (28 декабря).

По сложившейся традиции, на фестивале состоится марафон фортепианных концертов: будут исполнены концерты классиков XX столетия — Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна (28 декабря).

С сольными концертами в Концертном зале Мариинского театра выступят пианисты Павел Райкерус (24 декабря), Антоний Барышевский (25 декабря) и Борис Березовский (26 декабря).

В Концертном зале Мариинского театра состоятся два концерта учеников профессора Сергея Осипенко (27 декабря, 15:00 и 20:00).

В камерных залах Мариинского-2 будут представлены монографические вечера, в программе каждого из которых прозвучат сочинения одного из композиторов: Роберта Шумана (24 декабря), Иоганнеса Брамса (25 декабря), Игоря Стравинского (26 декабря, 18:30) и Белы Бартока (26 декабря, 20:00).

В рамках фестиваля три лекции прочтёт музыковед и журналист Майя Прицкер (23, 24 и 26 декабря).
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Жак Оффенбах «Сказки Гофмана»
Фантастическая опера в пяти действиях
Постановка Василия Бархатова
Мариинский театр
Понедельник, 22 декабря, 19:00
Вторник, 3 февраля, 19:00
В понедельник, 22 декабря и вторник, 3 февраля на сцене Мариинского театра будет представлена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» в режиссуре Василия Бархатова и сценографии Зиновия Марголина (2011 г.).

Опера «Сказки Гофмана», в основу которой легли три новеллы талантливого немецкого автора, юриста, композитора, литературного критика и карикатуриста Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана (он изменил своё третье имя на Амадей из-за страстной любви к сочинениям Моцарта), повествует о любовных историях, произошедших в жизни главного героя. Во всех трёх новеллах молодой персонаж превращён в самого Гофмана, а название оперы стало своеобразным каламбуром: «Сказки Гофмана» стали сказками как потому, что их автор — Гофман, так и потому, что они повествуют о Гофмане. Опера рассказывает о безнадёжной любви героя к актрисе Стелле, которая является ему в трёх новеллах в образах Олимпии, Антонии и Джульетты. Реальный мир и мир образов, переплетаясь в сознании героя, вынуждают его отказаться от своих чувств, заставляя покориться Музе.
Гастроли в Германии
Балет и оркестр Мариинского театра
Баден-Баден, 21−27 декабря
С 21 по 27 декабря пройдут традиционные предновогодние гастроли балетной труппы и оркестра Мариинского театра в Баден-Бадене (Германия). На сцене Фестшпильхауса будут представлены известные спектакли классического балетного репертуара — «Раймонда» (21 декабря), «Лебединое озеро» (22 и 23 декабря) и «Щелкунчик» (25 и 26 декабря), а завершатся гастроли вечером одноактных балетов: «Шотландская симфония» Джорджа Баланчина, «Concerto DCSH» Алексея Ратманского и «Инфра» Уэйна МакГрегора (27 декабря).

В главных партиях выступят примы, премьеры и ведущие солисты Мариинского балета: Екатерина Кондаурова, Алина Сомова, Виктория Терёшкина, Анастасия Матвиенко, Кристина Шапран, Владимир Шкляров, Тимур Аскеров, Андрей Ермаков, Константин Зверев, Александр Сергеев, Юрий Смекалов и др.

Немецкий курорт, знаменитое место отдыха русской аристократии XIX века, в наши дни Баден-Баден привлекает посетителей не только своей красивой природой, полезными минеральными водами и комплексом оздоровительных процедур, но также и разнообразием музыкальных программ на сцене Фестшпильхауса — одного из крупнейших современных театральных и концертных залов Европы. Коллектив Мариинского театра выступает в Баден-Бадене ежегодно с 1998 года, когда был открыт перестроенный из здания старинного вокзала Фестшпильхаус.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша декабря
— Афиша января
— Афиша февраля
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru