Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 8 декабря 2014 г.
Общее количество экземпляров: 128548
Мариинский театр
232-й сезон
Этот выпуск информационного письма рассказывает о некоторых актуальных декабрьских событиях из насыщенной творческой жизни коллектива Мариинского театра.

Желаем хорошей недели и приятного настроения!
700px
© Анастасия Алеева
Перенос спектакля на сцену Мариинского театра
Николай Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»
Постановка Ольги Маликовой (2008 г.)
Мариинский театр
Среда, 17 декабря, 19:00
Четверг, 18 декабря, 19:00
Понедельник, 29 декабря, 18:00
Вторник, 6 января, 19:00
Среда, 7 января, 11:30
Вторник, 13 января, 19:00
17, 18 и 29 декабря, 6, 7 и 13 января на сцене Мариинского театра будет представлена опера Николая Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» — на историческую сцену театра будет перенесена постановка Ольги Маликовой, созданная для Концертного зала Мариинского театра в 2008 году. Либретто оперы по одноимённой повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» было написано самим композитором, в подзаголовке указан жанр «быль-колядка». Опера носит сказочно-фантастический характер, а её музыка пронизана песенностью, связанной со старинными народными обрядами. Её фантастические моменты сочетаются с тонкой лирикой и сочным изображением сельского быта.

Оставляя главные сюжетные линии повести, Римский-Корсаков обильно дополнил их сценами и персонажами, которых нет у Гоголя. Все предыдущие оперы: «Снегурочка», «Млада» и «Майская ночь», возможно, предваряли появление в новом произведении действующих лиц из полуязыческих обрядов, сохранившихся в христианских празднествах Рождественской ночи: Чёрт, Ведьма (Солоха) и Колдун (Пацюк), Коляда и Овсень, звёзды и бесовщина. Так гоголевский сюжет оказался связан со стародавними языческими поверьями.

В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков отмечал: «... Либретто моё, с одной стороны, точно придерживавшееся Гоголя, не исключая даже его языка и выражений, с другой стороны, заключало в своей фантастической части много постороннего, навязанного мною. Для меня и желающих вникнуть и понять меня эта связь была ясна; для публики впоследствии она оказалась совершенно непонятной, ненужной и даже весьма мешающей. Моё увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».

Премьера «Ночи перед Рождеством», пятой оперы Римского-Корсакова, как и премьеры четырёх предыдущих, состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1895 году. Первой исполнительницей партии Оксаны была сопрано Евгения Мравина (Евгения Константиновна Мравинская), тётка впоследствии знаменитого дирижёра Евгения Александровича Мравинского.
700px
Фрагмент портрета Николая Римского-Корсакова работы Валентина Серова, 1898 г.
Оперы Николая Римского-Корсакова в Мариинском театре
Премьера: «Золотой петушок»
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 25 декабря, 19:30
Пятница, 26 декабря, 19:00
Суббота, 27 декабря, 12:00
Суббота, 3 января, 19:00
«Сказка о царе Салтане»
Мариинский театр
Воскресенье, 28 декабря, 11:30
Суббота, 24 января, 19:00
Воскресенье, 25 января, 11:30
«Садко»
Мариинский театр
Воскресенье, 4 января, 19:00
Помимо «Ночи перед Рождеством», в декабре-январе будут представлены ещё несколько опер Римского-Корсакова на сказочные сюжеты.

25, 26, 27 декабря и 3 января на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся премьерные представления новой постановки оперы «Золотой петушок». Это третья постановка оперы в Мариинском театре за более чем вековую историю. Её готовит постановочная команда во главе с драматургом, сценаристом, кинорежиссёром и продюсером Анной Матисон. В этом спектакле она выступает одновременно как режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам. «Выбирая жанр сказки, — говорит режиссёр, — я не собираюсь экспериментировать с ним как с жанром. Это семейная история: для детей — весёлая, яркая сказка; для родителей — мудрая притча». Сценография спектакля подчеркивает мелодичность, красочность, лейтмотивность музыки и сказочность сюжета: в действие вплетены пантомима и игра масок, а в декорационном оформлении использованы видеопроекции в 3D формате.

28 декабря, 24 и 25 января на сцене Мариинского театра будет показана опера «Сказка о царе Салтане». Солнечная, полная лёгкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Александра Пушкина. Она относится к излюбленному Римским-Корсаковым сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Музыка, насыщенная мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок, течёт легко и непринужденно. Значительную роль в опере играют органически включенные в сценическое действие симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. С 2005 года опера идёт в постановке Александра Петрова. Декорации к этому спектаклю разработаны по мотивам эскизов Ивана Билибина к постановке 1937 года.

4 января на сцене Мариинского театра будет исполнена опера «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Её либретто было написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами. С 1993 года опера идёт в постановке Алексея Степанюка. Декорации написаны по эскизам Константина Коровина к постановке 1920 года.
340px
Ольга Бородина
Мариинский театр
Вторник, 9 декабря, 19:00
Среда, 24 декабря, 18:00
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 21 декабря, 20:00
Мариинский-2 (новая сцена)
Суббота, 27 декабря, 19:30
В нескольких декабрьских спектаклях и концертах выступит ведущая солистка оперной труппы Мариинского театра меццо-сопрано Ольга Бородина. Она выйдет на сцену в сценических версиях опер Модеста Мусоргского, а также исполнит сольные партии в шедеврах французской музыкальной литературы. На сцене Мариинского театра Ольга Бородина выступит в партии Марины Мнишек в «Борисе Годунове» (9 декабря) и Марфы в «Хованщине» (24 декабря). На сцене Концертного зала Мариинского театра она исполнит сольную партию в драматической симфонии Гектора Берлиоза «Ромео и Юлия» (21 декабря), а на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) — заглавную партию в опере Жоржа Бизе «Кармен» (27 декабря, концертное исполнение).

В ноябре Ольга Бородина выступала в нью-йоркском театре Метрополитен-опера, где исполняла партию Амнерис в серии представлений оперы Джузеппе Верди «Аида». Она регулярно выступает на сцене этого театра — со дня своего дебюта в декабре 1997 года Ольга Владимировна выходила на прославленную сцену почти 150 раз в партиях двенадцати оперных героинь.
340px
Евгений Никитин
Мариинский театр
Вторник, 9 декабря, 19:00
Суббота, 20 декабря, 19:00
Среда, 24 декабря, 18:00
Мариинский-2 (новая сцена)
Вторник, 30 декабря, 19:00
В нескольких декабрьских спектаклях выступит ведущий солист оперной труппы Мариинского театра бас-баритон Евгений Никитин. Он трижды выйдет на историческую сцену Мариинского театра: в партии Рангони в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского (9 декабря), в заглавной партии в «Летучем голландце» Рихарда Вагнера (20 декабря) и в партии Шакловитого в «Хованщине» Мусоргского (24 декабря). На новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится дебют Евгения Никитина в партии Барона Скарпиа в «Тоске» Джакомо Пуччини (30 декабря).

В ноябре Евгений Никитин выступал на сцене Нидерландской оперы в Амстердаме, где исполнял партию Фридриха фон Тельрамунда в серии представлений «Лоэнгрина» Вагнера. В репертуаре певца вагнеровские партии занимают особое место. Помимо уже упомянутых партий Голландца и Тельрамунда, Евгений Никитин исполнял практически все основные вагнеровские партии, соответствующие его типу голоса: Генриха Птицелова в «Лоэнгрине», Вотана и Фазольта в «Золоте Рейна», Странника в «Зигфриде», Гунтера в «Гибели богов», Погнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Амфортаса и Клингзора в «Парсифале».
340px
© Associazione Lingotto Musica
Гастроли в Италии
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр: Валерий Гергиев
Турин, 9 декабря
Рим, 10, 11 и 12 декабря
На этой неделе Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит в Италии.

Во вторник, 9 декабря будет сыгран концерт в Турине. В программе — «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (в оркестровке Мориса Равеля) и Шестая («Патетическая») симфония Петра Чайковского.

Три вечера подряд, 10, 11 и 12 декабря музыканты будут выступать в Риме, на сцене большого концертного зала в составе музыкального комплекса Auditorium Parco della Musica, где сосредоточена основная академическая музыкальная активность итальянской столицы. В течение трёх вечеров будет исполнен цикл из семи симфоний Сергея Прокофьева, а также его Второй скрипичный концерт (солист Леонидас Кавакос). Концерты пройдут в рамках фестиваля музыки Прокофьева в Риме, организованного по инициативе Национальной Академии Санта-Чечилии (государственного комплекса концертных организаций, образовательных учреждений искусств, издательств, музеев и библиотек Рима) и Валерия Гергиева, последовательно пропагандирующего творчество Прокофьева. Помимо концертов Симфонического оркестра Мариинского театра, в рамках этого фестиваля, 13, 14 и 15 декабря, маэстро Гергиев продирижирует тремя концертами Оркестра Национальной Академии Санта-Чечилии, в каждом из которых будут исполнены три сочинения Прокофьева — Русская увертюра для симфонического оркестра, Первый скрипичный концерт (солист Леонидас Кавакос) и оратория «Иван Грозный» (при участии Хора Национальной Академии Санта-Чечилии, солистов Юлии Маточкиной и Романа Бурденко).

Фестиваль в Риме пополнит ряд концертов музыки Сергея Прокофьева в исполнении коллектива Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева — в течение нескольких последних месяцев музыка великого русского композитора XX столетия звучала в Стокгольме, Вене, Дортмунде и Кардиффе, а на прошлой неделе цикл из семи симфоний и пяти фортепианных концертов Прокофьева был сыгран в Пекине. По словам корреспондента телеканала «Культура», «у музыкантов Мариинского Прокофьев в крови, причём давно, и тот факт, что оркестр и труппа исполняли под управлением Гергиева не по одному разу все симфонии, все концерты и все оперы Сергея Сергеевича, имеет тут решающее значение».
340px
Сергей Прокофьев в Нью-Йорке, 1918 год
Гастроли в Китае
Балет и оркестр Мариинского театра
Тяньцзинь, 13−16 декабря
На этой неделе начнутся гастроли балетной труппы и оркестра Мариинского театра в Тяньцзине, четвёртом по величине городе Китая с населением около пятнадцати миллионов человек. На сцене Большого театра Тяньцзиня будет представлен балет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского (13 и 14 декабря) и три одноактных балета Михаила Фокина: «Шопениана», «Жар-птица» и «Шехеразада» (15 и 16 декабря). Предыдущие гастроли Мариинского балета в Тяньцзине проходили в сентябре-октябре прошлого года. Тогда были показаны балеты «Лебединое озеро» и «Анна Каренина».
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
340px
Георг Фридрих Гендель «Мессия»
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 18 декабря, 19:00
В четверг, 18 декабря в Концертном зале Мариинского театра солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Андрея Петренко исполнят ораторию Георга Фридриха Генделя «Мессия».

Оратория «Мессия» не просто принадлежит к числу лучших произведений Генделя, но вот уже третье столетие считается его главным сочинением. Ещё современники выделили её среди других опусов немецкого мастера. Появившись на свет, когда интерес лондонцев к итальянским операм катастрофически падал, а интерес к английским ораториям стремительно рос, «Мессия» впервые прозвучала в апреле 1742 года в Дублине. В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз совершенствуя сочинение. Дам просили не надевать широких юбок, а джентльменов — приходить без шпаг, иначе залы не вмещали всех желающих.

«Мессия» означает «Помазанник». Темой этой необычной оратории Гендель избрал историю Христа. Её либретто составлено из фрагментов Ветхого и Нового завета — в нём нет ни одного слова не из Библии. Кроме того, в отличие от всех прочих ораторий Генделя в «Мессии» нет персонажей, произведение максимально далеко отстоит от оперы.

Оратория была написана Генделем всего за 23 дня. Несмотря на то, что композитор в это время находился в тяжелейших обстоятельствах, эти три недели он, видимо, провёл очень счастливо. Вдохновение его не покидало. «Мессия» — удивительно гармоничное сочинение. Солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии. Самое же удивительное в оратории — исходящая от музыки позитивная энергия. Говорить о радости, не повторяясь и всякий раз находя новые краски — редкий дар.
340px
Гектор Берлиоз «Ромео и Юлия»
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 21 декабря, 20:00
В воскресенье, 21 декабря в Концертном зале Мариинского театра солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнят драматическую симфонию «Ромео и Юлия» — одно из известных программных сочинений Гектора Берлиоза, яркого представителя романтизма в музыке, основоположника жанра романтической программной симфонии.

Трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» Берлиоз впервые увидел в сентябре 1827 года во время гастролей в Париже английской труп­пы. В роли Джульетты выступила Генриетта Смитсон, в которую 24-летний композитор тотчас же влюбился без памяти. Во время пребывания в Италии в 1831-32 годах Берлиоз набросал план музыкального сочинения на этот сюжет. За восемь месяцев 1839 года он создал гигантскую партитуру для симфонического оркестра, трёх хоров и трёх солистов, посвятив её Никколо Паганини (как и симфонию «Гарольд в Италии», написанную несколькими годами ранее). Премьера состоялась под руководством автора после двухмесячных репетиций с огромным оркестром (160 человек), хором (98 человек) и солистами театра Гранд-опера. Зал Парижской консерватории был переполнен, присутствовали даже члены королевской семьи. «Это был наиболее крупный успех, какой я когда-либо имел», — вспоминал композитор о первом концерте, а о втором писал так: «Меня сокрушили криками, слезами, аплодисментами, всем».

Для драматической симфонии «Ромео и Юлия» (именно такое название этого произведения распространилось в России в XIX веке) Берлиоз выбрал ключевые сцены трагедии Шекспира, но акценты расставил очень индивидуально, как настоящий романтик. В предисловии к партитуре он объяснял, что пение, возникающее в начале, должно подготовить к восприятию последующих сцен, в которых страсти персонажей находят выражение в симфоническом оркестре.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша декабря
— Афиша января
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru