Узко (640 пикселов) Расширить (800 пикселов) | ||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Фото: © Мариинский театр | Наташа Разина |
||||||||||||||||||||||||
К сочинению «Бориса Годунова» Мусоргский приступил в октябре 1868 года. Работа продвигалась чрезвычайно быстро. Чуть более года понадобилось композитору, чтобы завершить клавир и партитуру первой редакции к декабрю 1869 года. Осенью 1870 года Мусоргский представил законченную оперу в дирекцию Императорских Санкт-Петербургских театров. Однако музыкально-театральный комитет, состоявший из капельмейстеров театра, отклонил её и вернул автору. Как писал впоследствии Римский-Корсаков: «Новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии...». Драматургия оперы в первой редакции, правда, вызвала и серьезные возражения среди друзей Мусоргского. Критик Владимир Стасов упрекал автора за то, что он «сузил» трагедию Пушкина до личной драмы царя Бориса. Так сложилось, что эта редакция оперы впервые была поставлена на сцене Мариинского театра только в 1997 году. К июню 1872 года Мусоргский создал вторую редакцию оперы — без Сцены у собора Василия Блаженного, но с «польским актом» и новой заключительной картиной (Сцена под Кромами). Ко времени премьеры (27 января 1874 года, в Мариинском театре) был выпущен клавир оперы, сочетавший в себе музыку обеих предыдущих версий. Таким образом, появились три авторских текста «Бориса Годунова». Вслед авторским версиям возникли и самостоятельные неавторские, из которых самая известная — Римского-Корсакова, оставившая без изменения считанные такты оригинала. Среди других версий: Ламма (партитура и клавир по автографам, 1928 год), Шостаковича (инструментовка «ламмовского» клавира, 1940), английского дирижёра и музыковеда Ллойд-Джонса (сводная редакция авторской партитуры и клавира, 1974, 1975). В Мариинском-Кировском театре опера ставилась неоднократно, начиная с 1874 года — 10 оригинальных постановок! B историю русского оперного театра, безусловно, вошел спектакль Всеволода Мейерхольда (1911 год, художник — Александр Головин), в котором в партии Бориса выступил Фёдор Шаляпин. В советские времена за «Бориса» брались замечательные мастера Сергей Радлов (1928 и 1941, художники — Владимир Дмитриев и Фёдор Федоровский), Илья Шлепянов (1949), Борис Покровский (1986). Редакция 1869 года впервые была поставлена в Мариинском театре в 1997 году Александром Адабашьяном, а затем в 2002 — Виктором Крамером в сотрудничестве с художником Георгием Цыпиным. «Борис Годунов» — любимая русская опера Грэма Вика, который начал сотрудничество с Мариинским театром в Грэм Вик о смыслах оперы: «В |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Это и все другие сообщения мая выходят в такой цветовой схеме: |
||||||||||||||||||||||||
Вы получили это сообщение, потому что являетесь зарегистрированным покупателем билетов на сайте Мариинского театра, а также подписались на информационную рассылку театра по электронной почте. |