Сезон 2013/14: 5 6 7 8 9 10 11 Все выпуски
Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 28 октября 2013 г.
Общее количество экземпляров: 84235
Мариинский театр
231-й сезон
В этом выпуске — информация об основных событиях Мариинского театра в начале ноября.
700px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Уральский академический филармонический оркестр
Солист: Борис Березовский (фортепиано)
Дирижёр: Дмитрий Лисс
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 3 ноября, 19:00
Серия выступлений приглашённых оркестров продолжится концертом Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса на сцене Концертного зала Мариинского театра в воскресенье, 3 ноября. Музыканты исполнят Третью симфонию Сергея Рахманинова и сочинения Арама Хачатуряна — три пьесы из балета «Гаянэ» («Танец розовых девушек», «Колыбельную» и «Лезгинку») и Фортепианный концерт (солист Борис Березовский).

Уральский академический филармонический оркестр основан в 1936 году. С 1995 года им руководит Дмитрий Лисс — представитель московской дирижёрской школы, выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. Каждый сезон коллектив представляет свыше 70 программ и более 100 концертов. Им записано около 20 дисков (в сотрудничестве с компаниями Warner Classics International и Mirare). С 1996 года действует Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра, благодаря которому оркестр имеет великолепное инструментальное оснащение — струнный квартет Вильома, шедевры Бергонци, Гварнери, Руджери и других великих мастеров прошлого. Уральский академический филармонический оркестр — единственный оркестр в России, учредивший собственный конкурс, призванный стимулировать развитие симфонической музыки для детей. В период с 2006 по 2012 годы в открытом Всероссийском конкурсе композиторов по созданию симфонической музыки для детей «Петя и Волк» приняли участие 74 композитора.

В сезоне 2011/12 Уральский академический филармонический оркестр провёл собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра — оркестром дирижировали Валерий Гергиев и Дмитрий Лисс, в концертах солировали пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский, скрипач Вадим Репин, принимали участие артисты хора и солисты оперы Мариинского театра. Концерт 3 ноября откроет новый абонемент оркестра в Петербурге — музыканты снова выступят под управлением Дмитрия Лисса в Концертном зале Мариинского театра в воскресенье, 12 января и под управлением Валерия Гергиева на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) во вторник, 25 марта.
Сольный концерт Мидори
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 1 ноября, 19:00
В пятницу, 1 ноября с сольным концертом на сцене Концертного зала Мариинского театра выступит знаменитая японская скрипачка Мидори. Она сыграет сочинения Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло — Сонаты №№ 1 и 3, Партиты №№ 2 и 3. Сонаты и партиты Баха для скрипки соло в истории музыки стоят особняком. Их нельзя ни с чем сравнить. Не потому, что скрипка здесь выступает в роли суперинстумента, в задачу которого входит воплотить замысел композитора, невзирая на невероятные технические трудности, и не потому, что форма скрипичных соло-сонаты и сюиты (по-итальянски партиты) позволяет раскрыть все выразительные возможности инструмента, а скорее, потому, что эта музыка несёт в себе такие философские глубины, такую бездну мудрости и даже богословия, что проблема её интерпретации вот уже более ста лет занимает умы исполнителей и музыковедов.
Гастроли в Омане
Балет и оркестр Мариинского театра
Королевский театр Маската
31 октября, 1 и 2 ноября
С 31 октября по 2 ноября артисты балета и оркестра Мариинского театра выступят с гастролями в Омане. В каждый из трёх вечеров на сцене Королевского театра Маската будут представлены балет «Concerto DSCH» Алексея Ратманского, Grand Pas из балета «Пахита» Мариуса Петипа, балетный дивертисмент «Pas de quatre» Жюля Перро, а также хореографические миниатюры «Видение розы» и «Лебедь» Михаила Фокина.

Королевский театр Маската (The Royal Opera House Muscat), открытый в октябре 2011 года, по размаху и возможностям является многофункциональным театральным комплексом общей площадью в 80 тыс. квадратных метров. Театр задумывался Султаном Кабусом бен Саидом как крупнейший культурный центр в регионе Персидского залива, в техническом отношении способный принять самые прославленные мировые театральные, музыкальные коллективы и выдающихся артистов. Здание воплотило основные принципы современной архитектуры Омана — фундаментальность, использование натуральных строительных материалов и сочетание простых геометрических объёмов с колоннадами, террасами и башнями.

Балетная труппа Мариинского театра выступала на сцене Королевского театра Маската в декабре 2011 года в рамках мероприятий по случаю открытия театра. Тогда в столице Омана были представлены «Лебединое озеро» и вечер одноактных балетов («Шопениана», «Простые вещи» и «Кармен-сюита»). В апреле 2013 года артисты оперы, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представили на сцене Королевского театра Маската оперу Пуччини «Мадам Баттерфлай» в постановке Мариуша Трелинского и сценографии Бориса Кудлички.
340px
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
700px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Дмитрий Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда»
Постановка Ирины Молостовой
Мариинский театр
Среда, 6 ноября, 19:00
В среду, 6 ноября на сцене Мариинского театра будет представлена опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», в основу сюжета которой положена одноимённая повесть (очерк) Николая Лескова, обличающая «тёмное царство» дореформенной купеческой России, одна из самых страшных страниц русской литературы. Однако Шостакович и либреттист оперы Александр Прейс существенно переосмыслили сюжет Лескова — почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны Измайловой, главной героини повести, они изменили её мотивы. Она предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Её протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы той среды, в которой она сложилась. Внутренние мотивы её поведения выступают не только из словесного текста, но в первую очередь из музыки. Катерина Измайлова — единственный (не считая эпизодических) персонаж оперы, способный чувствовать по-человечески, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из тупого, звериного захолустного быта.

Шостакович называл своё произведение «трагической сатирой». Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась в Ленинграде в январе 1934 года, а через два дня — в Москве. В последующие четыре года опера была поставлена в Кливленде, Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Копенгагене, Цюрихе, Загребе, Братиславе и др. За рубежом опера сразу получила успех (начиная с нью-йоркской премьеры 1935 года). Но лучшей опере Шостаковича была уготована трудная судьба. В сталинской России она была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. Разгромной для оперы стала редакционная статья под названием «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года, в которой работа Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный» и «формалистический» характер. Статья открыла мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронув также театр и другие виды искусства. Статья появилась в то время, когда советское искусство, впитав и переварив авангардистскую утопию, почувствовало необходимость компенсировать её герметизм обращением к эстетике XIX века. Нигде эта задача не была столь невыполнимой, как в музыке, фатально неспособной к сопряжению органики и эклектики. Не столько новым был сам жанр статьи — гибрид художественной критики и партийно-правительственного постановления, — сколько надличностный, объективный статус редакционной публикации главной газеты страны. Критический взгляд высказывал не некий автор или группа, пусть даже пользующаяся покровительством партии — текст должен был быть принят как выражение общенародной, государственной точки зрения на искусство. Новым было и то, что объектом критики была не идейная вредность — обсуждались именно художественные качества произведения, его эстетика.

Время расставило всё на свои места: грандиозное явление, носившее название «советская музыка», отошло в прошлое. Вместе с ним ушла и статья о сумбуре, по большому счету, как и постановление, не сработавшая. В настоящее время «Леди Макбет Мценского уезда» является общепризнанным шедевром Шостаковича и репертуарной оперой. С 1996 года опера идёт в Мариинском театре в постановке Ирины Молостовой. Спектаклем 6 ноября будет дирижировать Игнат Солженицын, часто сотрудничающий с коллективом Мариинского театра.
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Ариф Меликов «Легенда о любви»
Балет в хореографии Юрия Григоровича
Мариинский театр
Четверг, 7 ноября, 20:00
Пятница, 8 ноября, 20:00
В четверг, 7 ноября и пятницу, 8 ноября на сцене Мариинского будет представлен балет «Легенда о любви», мировая премьера которого состоялась на сцене Мариинского театра (тогда, Театра оперы и балета им. С.М.Кирова) в 1961 году. Либретто балета было создано турецким поэтом и драматургом Назымом Хикметом на основе написанной им драмы «Ферхад и Ширин» (которая, в свою очередь берёт начало от старинной персидской легенды «Хосров и Ширин») и наполнено слегка пафосной, «идеологически правильной» идеей отречения от личного во имя общественного (вполне в духе эпохи, в которой был создан балет). Азербайджанский композитор Ариф Меликов написал музыку, пропитанную густыми восточными красками. Хореографом выступил Юрий Григорович, для которого этот спектакль стал одной из первых крупных работ в качестве балетмейстера Театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Хореография спектакля выразительна, виртуозна, использует сверх-возможности пластики человеческого тела, создавая на сцене причудливые геометрические рисунки. Сценография Симона Вирсаладзе использует подчёркнуто скромные выразительные средства, а световое решение находится в гармонии с музыкой и танцем.

В главных партиях в спектаклях 7 и 8 ноября на сцену выйдут ведущие солисты Мариинского балета — Виктория Терёшкина и Ульяна Лопаткина (Мехменэ Бану), Мария Ширинкина и Алина Сомова (Ширин), Владимир Шкляров и Евгений Иванченко (Ферхад), Юрий Смекалов и Илья Кузнецов (Визирь).
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
В 2011 году балет «Легенда о любви» отметил полвека на сцене Мариинского театра. В серии из десяти видео-сюжетов на YouTube-канале Мариинского театра, артисты и сотрудники театра рассказывают о спектакле:

— Балерина Виктория Терёшкина (1:57)
— Балетмейстер-репетитор Геннадий Селюцкий (3:33)
— Балерина Евгения Образцова (2:03)
— Балетмейстер-репетитор Габриэла Комлева (3:46)
— Дирижёр Алексей Репников (1:44)
— Танцовщик Юрий Смекалов (2:51)
— Танцовщик Дмитрий Пыхачов (2:34)
— Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Юрий Фатеев (3:24)
— Педагог-репетитор Реджепмырат Абдыев (9:55)
— Вопрос: Мехменэ Бану или Ширин? (1:14)
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша октября
— Афиша ноября
— Абонементы сезона 2013/14
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра
Предыдущие выпуски
— 9 сентября 2013 г.
— 16 сентября 2013 г.
— 23 сентября 2013 г.
— 30 сентября 2013 г.
— 7 октября 2013 г.
— 14 октября 2013 г.
— 21 октября 2013 г.
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
TwitterTwitter
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru