Сезон 2013/14: 5 6 7 8 9 10 11 Все выпуски | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уральский академический филармонический оркестр
Солист: Борис Березовский (фортепиано) Дирижёр: Дмитрий Лисс Концертный зал Мариинского театра Воскресенье, 3 ноября, 19:00
Серия выступлений приглашённых оркестров продолжится концертом
Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса
на сцене Концертного зала Мариинского театра в воскресенье,
3 ноября.
Музыканты исполнят Третью симфонию Сергея Рахманинова и сочинения Арама Хачатуряна —
три пьесы из балета «Гаянэ» («Танец розовых девушек»,
«Колыбельную» и «Лезгинку»)
и Фортепианный концерт (солист Борис Березовский).
Уральский академический филармонический оркестр основан в 1936 году. С 1995 года им руководит Дмитрий Лисс — представитель московской дирижёрской школы, выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. Каждый сезон коллектив представляет свыше 70 программ и более 100 концертов. Им записано около 20 дисков (в сотрудничестве с компаниями Warner Classics International и Mirare). С 1996 года действует Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра, благодаря которому оркестр имеет великолепное инструментальное оснащение — струнный квартет Вильома, шедевры Бергонци, Гварнери, Руджери и других великих мастеров прошлого. Уральский академический филармонический оркестр — единственный оркестр в России, учредивший собственный конкурс, призванный стимулировать развитие симфонической музыки для детей. В период с 2006 по 2012 годы в открытом Всероссийском конкурсе композиторов по созданию симфонической музыки для детей «Петя и Волк» приняли участие 74 композитора. В сезоне 2011/12 Уральский академический филармонический оркестр провёл собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра — оркестром дирижировали Валерий Гергиев и Дмитрий Лисс, в концертах солировали пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский, скрипач Вадим Репин, принимали участие артисты хора и солисты оперы Мариинского театра. Концерт 3 ноября откроет новый абонемент оркестра в Петербурге — музыканты снова выступят под управлением Дмитрия Лисса в Концертном зале Мариинского театра в воскресенье, 12 января и под управлением Валерия Гергиева на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) во вторник, 25 марта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дмитрий Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда»
Постановка Ирины Молостовой Мариинский театр Среда, 6 ноября, 19:00
В среду, 6 ноября
на сцене Мариинского театра будет представлена опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»,
в основу сюжета которой положена одноимённая повесть (очерк) Николая Лескова,
обличающая «тёмное царство» дореформенной купеческой России, одна из самых страшных страниц русской литературы.
Однако Шостакович и либреттист оперы Александр Прейс существенно переосмыслили сюжет Лескова —
почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны Измайловой, главной героини повести, они изменили её мотивы.
Она предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта.
Её протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые
и жестокие формы той среды, в которой она сложилась. Внутренние мотивы её поведения выступают не только
из словесного текста, но в первую очередь из музыки. Катерина Измайлова — единственный
(не считая эпизодических) персонаж оперы, способный чувствовать по-человечески, знающий сильные душевные порывы,
стремящийся вырваться из тупого, звериного захолустного быта.
Шостакович называл своё произведение «трагической сатирой». Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась в Ленинграде в январе 1934 года, а через два дня — в Москве. В последующие четыре года опера была поставлена в Кливленде, Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Копенгагене, Цюрихе, Загребе, Братиславе и др. За рубежом опера сразу получила успех (начиная с нью-йоркской премьеры 1935 года). Но лучшей опере Шостаковича была уготована трудная судьба. В сталинской России она была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. Разгромной для оперы стала редакционная статья под названием «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года, в которой работа Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный» и «формалистический» характер. Статья открыла мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронув также театр и другие виды искусства. Статья появилась в то время, когда советское искусство, впитав и переварив авангардистскую утопию, почувствовало необходимость компенсировать её герметизм обращением к эстетике XIX века. Нигде эта задача не была столь невыполнимой, как в музыке, фатально неспособной к сопряжению органики и эклектики. Не столько новым был сам жанр статьи — гибрид художественной критики и партийно-правительственного постановления, — сколько надличностный, объективный статус редакционной публикации главной газеты страны. Критический взгляд высказывал не некий автор или группа, пусть даже пользующаяся покровительством партии — текст должен был быть принят как выражение общенародной, государственной точки зрения на искусство. Новым было и то, что объектом критики была не идейная вредность — обсуждались именно художественные качества произведения, его эстетика. Время расставило всё на свои места: грандиозное явление, носившее название «советская музыка», отошло в прошлое. Вместе с ним ушла и статья о сумбуре, по большому счету, как и постановление, не сработавшая. В настоящее время «Леди Макбет Мценского уезда» является общепризнанным шедевром Шостаковича и репертуарной оперой. С 1996 года опера идёт в Мариинском театре в постановке Ирины Молостовой. Спектаклем 6 ноября будет дирижировать Игнат Солженицын, часто сотрудничающий с коллективом Мариинского театра. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|