Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 19 января 2015 г.
Общее количество экземпляров: 133738
Мариинский театр
232-й сезон
Этот выпуск информационного письма представляет вашему вниманию некоторые события, которые будут происходить на сценах Мариинского театра на следующей неделе.

На прошлой неделе артисты Мариинского театра начали масштабные гастроли в США. На сцене Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке была исполнена опера «Очарованный странник» и по два раза были показаны балеты «Лебединое озеро» и «Золушка». Всеми спектаклями дирижировал Валерий Гергиев. Солисты оперы и артисты хора уже вернулись домой. Артистам балетной труппы предстоит ещё неделя выступлений в Нью-Йорке и следующая неделя — в Вашингтоне, а артисты симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева проведут гастрольный тур, который охватит девять американских городов и продлится до 6 февраля.

Не менее интенсивна афиша мероприятий, идущих в эти дни на трёх сценах и в четырёх камерных залах Мариинского театра. Помимо спектаклей в исполнении артистов театра, отметим три концерта, которые состоятся на сцене Концертного зала Мариинского театра в конце этой недели — в них выступят коллективы из трёх российских городов: из Казани — Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (23 января), из Москвы — Камерная капелла «Русская консерватория» (24 января), из Екатеринбурга — Симфонический хор Свердловской филармонии (25 января).

Желаем хорошей недели и приятного настроения!
700px
Оперные шедевры русских композиторов
На следующей неделе на сценах Мариинского театра будут представлены пять оперных шедевров русских композиторов XIX и XX столетий: «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича (28 января), «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского (29 января), «Игрок» Сергея Прокофьева (30 января), «Руслан и Людмила» Михаила Глинки (31 января) и «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова (1 февраля).
Дмитрий Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда»
Мариинский театр
Среда, 28 января, 19:00
В среду, 28 января на сцене Мариинского театра будет представлена опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» по одноимённой повести Николая Лескова.

Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась в Ленинграде в январе 1934 года, а через два дня — в Москве. За рубежом опера сразу стала пользоваться небывалым успехом, но в сталинской России ей была уготована трудная судьба. Разгромной стала печально известная редакционная статья под названием «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года, в которой работа композитора подвергалась резкой критике за «антинародный» и «формалистический» характер. Статья открыла мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства. Время расставило всё на свои места: в настоящее время «Леди Макбет Мценского уезда» считается общепризнанным шедевром Шостаковича.

С 1996 года опера идёт в Мариинском театре в постановке Ирины Молостовой и сценографии Георгия Цыпина.
Модест Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 29 января, 19:00
В четверг, 29 января на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлена полусценическая версия редко исполняемой незавершённой оперы Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Либретто оперы было написано самим композитором при участии его друга Арсения Голенищева-Кутузова по одноимённой повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Как и многие другие сочинения Мусоргского, «Сорочинская ярмарка» не была завершена. Работа над ней происходила с длительными перерывами: оттягивала силы параллельно создаваемая «Хованщина», мешали разного рода бытовые неурядицы. Начав сочинение оперы летом 1874 года, к 1880-му Мусоргский успел закончить два первых акта и написать «Думку» Параси и заключительный гопак для третьего акта. Вместе с тем композитор работал с большим энтузиазмом, по-настоящему увлекаясь гоголевским сюжетом. В одном из писем этих лет он писал: «А как велик Гоголь! Наслаждение при музыкальном изложении Пушкина (в „Борисе“) возрождается при музыкальном изложении Гоголя (в „Сорочинской“). Пушкин писал в драматической форме „Бориса“ не для сцены; Гоголь писал „Сорочинскую ярмарку“ — уж конечно не для сцены. Но оба гиганта творческою силою так тонко наметили контуры сценического действия, что только краски наводи». Этих «красок» в опере оказалось достаточно — её лирическая, пронизанная песенностью музыка обаятельна от первой до последней ноты, а герои по-настоящему сценичны. По-новому расцвёл в этом сочинении и яркий комический дар композитора, впервые «освобождённый» от трагического подтекста.

«Сорочинская ярмарка» — одна из самых жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы картины народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору. Мусоргский использовал тринадцать подлинных народных напевов, а мелодии, созданные самим композитором, нередко трудно отличимы от народных.
Сергей Прокофьев «Игрок»
Мариинский театр
Пятница, 30 января, 19:00
В пятницу, 30 января на сцене Мариинского театра будет представлена опера Сергея Прокофьева «Игрок». Это произведение относится к раннему периоду творчества Прокофьева, в первой редакции опера была окончена в 1916 году, а двенадцать лет спустя композитор написал новую редакцию. Мировая премьера состоялась в 1929 году в Брюсселе (на французском языке). В основу положен одноимённый, во многом автобиографичный роман Фёдора Достоевского. Опера написана в декламационно-речитативной манере.

В Мариинском театре премьера «Игрока» состоялась в 1991 году в режиссуре Темура Чхеидзе, став одним из главных событий прокофьевского фестиваля, реализованного по инициативе Валерия Гергиева к 100-летию со дня рождения композитора. С тех пор коллектив Мариинского театра и режиссёр обращались к опере трижды, предлагая различные сценические решения этого спектакля. С 2007 года спектакль идёт в декорациях Зиновия Марголина и костюмах Татьяны Ногиновой, художник по свету — Глеб Фильштинский.
Михаил Глинка «Руслан и Людмила»
Мариинский театр
Суббота, 31 января, 18:00
В субботу, 31 января на сцене Мариинского театра будет представлена опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила» по одноимённой поэме Александра Пушкина. Её мировая премьера состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра, существовавшего в 1784−1886 годах и находившегося на месте нынешнего здания Санкт-Петербургской государственной консерватории на Театральной площади, напротив современного здания Мариинского театра. В своей опере Глинка показал красоту и напевность русского языка, положив начало великой оперной традиции. Вокальные партии в «Руслане и Людмиле» демонстрируют пример так называемого «русского бельканто».

В наши дни «Руслан и Людмила» идёт в Мариинском театре в постановке, осуществлённой совместно с Оперным театром Сан-Франциско, спектакль был постановлен художественным руководителем театра, знаменитым иранским режиссёром Лотфи Мансури в 1994 году. В постановке были возобновлены декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина к спектаклю 1904 года, а также использована хореография Михаила Фокина к спектаклю 1917 года. Эта классическая постановка передаёт сказочность сюжета пушкинской поэмы.
Николай Римский-Корсаков «Золотой петушок»
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 1 февраля, 19:00
В воскресенье, 1 февраля на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится пятое представление премьеры нынешнего сезона — новой постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Над спектаклем работала команда во главе с Анной Матисон (она выступила одновременно как режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам).

Последняя опера Римского-Корсакова, сочинение излюбленного композитором сказочного жанра, написанное по одноимённой сказке Александра Пушкина, — по богатству красок, яркости звуковой палитры, мудрой изобретательности и гармонической уравновешенности всех элементов «Золотой петушок» является одним из наивысших достижений Римского-Корсакова.
«Ленинградская симфония»
«Барышня и хулиган»

Одноактые балеты
Мариинский театр
Воскресенье, 25 января, 19:30
Вторник, 27 января, 19:30
В воскресенье, 25 января и вторник, 27 января на сцене Мариинского театра будут показаны одноактные балеты на музыку Дмитрия Шостаковича: «Ленинградская симфония» Игоря Бельского (1961 г.) и «Барышня и хулиган» Константина Боярского (1962 г.).

Балет «Ленинградская симфония» поставлен на музыку первой части Седьмой симфонии Шостаковича. Посвящённый памяти жертв блокады Ленинграда, балет показывает картину жестокой войны и возвышающего страдания. В нём выражено то, что объединяло людей в трудное время: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Балет «Барышня и хулиган» в 1960-70-е годы обошёл многие сцены Советского Союза. Такой успех можно объяснить достоинствами драматургии Александра Белинского, опиравшейся на киносценарий Владимира Маяковского (поэт сыграл в фильме главную роль), и хореографии — лаконичной и образной. Хореограф сумел воплотить мелодраматический сюжет без сантиментов, а бытовой фон «отретушировать» пародийно-юмористическим штрихом. Истинной находкой для актёров стал образ Хулигана — эдакого Ромео городской окраины.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
340px
© Sheila Rock
Екатерина Семенчук
Сольный концерт
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 1 февраля, 19:00
В воскресенье, 1 февраля в Концертном зале Мариинского театра выступит меццо-сопрано Екатерина Семенчук.

Сквозной линией её сольного концерта станет «цыганская тема» — в исполнении ведущей солистки оперной труппы Мариинского театра прозвучат арии, сцены, песни и романсы Антонина Дворжака, Петра Чайковского, Михаила Глинки, Александра Верстовского, Джованни Паизиелло, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди и Жоржа Бизе. Все без исключения номера тщательно подобранной программы буквально «пропитаны» духом музыкальной культуры цыган — этнического меньшинства, обладающего разнообразной и богатой культурой. Хорошо известно, что цыганская культура оказала заметное влияние на музыкальную картину мира, в особенности русскую, румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку XIX века и джаз.

Всё это найдёт отражение в сольном концерте Екатерины Семенчук, обладающей не только вокальным, но и ярко выраженным драматическим даром. По словам музыкального обозревателя, «... не только партии в операх, но и любой романс в её исполнении — это целая история о жизни и любви, которая не оставляет равнодушным». Аккомпанировать певице будет пианист Семён Скигин.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша января
— Афиша февраля
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru