Дмитрий Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда»
Мариинский театр
Среда, 28 января, 19:00
В среду, 28 января
на сцене Мариинского театра будет представлена опера
Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»
по одноимённой повести Николая Лескова.
Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась
в Ленинграде в январе 1934 года, а через два дня —
в Москве. За рубежом опера сразу стала пользоваться небывалым
успехом, но в сталинской России ей была уготована трудная судьба.
Разгромной стала печально известная редакционная статья под
названием «Сумбур вместо музыки» в газете
«Правда» от 28 января 1936 года,
в которой работа композитора подвергалась резкой критике
за «антинародный» и «формалистический» характер.
Статья открыла мощную волну пропагандистской кампании
против ставящего перед собой сложные художественные задачи
искусства. Время расставило всё на свои места: в настоящее время
«Леди Макбет Мценского уезда» считается общепризнанным
шедевром Шостаковича.
С 1996 года опера идёт в Мариинском театре в постановке
Ирины Молостовой и сценографии Георгия Цыпина.
Модест Мусоргский «Сорочинская ярмарка»
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 29 января, 19:00
В четверг, 29 января
на новой сцене Мариинского театра ( Мариинский-2)
будет представлена полусценическая версия редко исполняемой
незавершённой оперы Модеста Мусоргского
«Сорочинская ярмарка».
Либретто оперы было написано самим композитором при участии
его друга Арсения Голенищева-Кутузова
по одноимённой повести из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.
Как и многие другие сочинения Мусоргского,
«Сорочинская ярмарка» не была завершена.
Работа над ней происходила с длительными перерывами:
оттягивала силы параллельно создаваемая «Хованщина»,
мешали разного рода бытовые неурядицы. Начав сочинение оперы
летом 1874 года, к 1880-му Мусоргский успел закончить
два первых акта и написать «Думку» Параси
и заключительный гопак для третьего акта.
Вместе с тем композитор работал с большим энтузиазмом,
по-настоящему увлекаясь гоголевским сюжетом. В одном из писем
этих лет он писал: «А как велик Гоголь! Наслаждение при
музыкальном изложении Пушкина (в „Борисе“) возрождается
при музыкальном изложении Гоголя (в „Сорочинской“).
Пушкин писал в драматической форме „Бориса“ не для сцены;
Гоголь писал „Сорочинскую ярмарку“ — уж конечно
не для сцены. Но оба гиганта творческою силою так тонко
наметили контуры сценического действия, что только краски наводи».
Этих «красок» в опере оказалось достаточно —
её лирическая, пронизанная песенностью музыка обаятельна
от первой до последней ноты, а герои по-настоящему сценичны.
По-новому расцвёл в этом сочинении и яркий комический дар
композитора, впервые «освобождённый» от трагического
подтекста.
«Сорочинская ярмарка» — одна из самых
жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое
комическое дарование Мусоргского. В ней сочной кистью нарисованы
картины народного быта и чарующей украинской природы, метко
очерчены национальные характеры. Музыкальный язык оперы близок
к украинскому фольклору. Мусоргский использовал тринадцать
подлинных народных напевов, а мелодии, созданные самим
композитором, нередко трудно отличимы от народных.
|
Сергей Прокофьев «Игрок»
Мариинский театр
Пятница, 30 января, 19:00
В пятницу, 30 января
на сцене Мариинского театра будет представлена опера
Сергея Прокофьева «Игрок». Это произведение
относится к раннему периоду творчества Прокофьева,
в первой редакции опера была окончена в 1916 году,
а двенадцать лет спустя композитор написал новую редакцию.
Мировая премьера состоялась в 1929 году в Брюсселе
(на французском языке). В основу положен одноимённый,
во многом автобиографичный роман Фёдора Достоевского.
Опера написана в декламационно-речитативной манере.
В Мариинском театре премьера «Игрока» состоялась
в 1991 году в режиссуре Темура Чхеидзе,
став одним из главных событий прокофьевского фестиваля,
реализованного по инициативе Валерия Гергиева к 100-летию
со дня рождения композитора. С тех пор коллектив
Мариинского театра и режиссёр обращались к опере трижды,
предлагая различные сценические решения этого спектакля.
С 2007 года спектакль идёт в декорациях
Зиновия Марголина и костюмах Татьяны Ногиновой,
художник по свету — Глеб Фильштинский.
Михаил Глинка «Руслан и Людмила»
Мариинский театр
Суббота, 31 января, 18:00
В субботу, 31 января
на сцене Мариинского театра будет представлена опера
Михаила Глинки «Руслан и Людмила»
по одноимённой поэме Александра Пушкина.
Её мировая премьера состоялась на сцене петербургского
Большого (Каменного) театра, существовавшего в 1784−1886 годах
и находившегося на месте нынешнего здания Санкт-Петербургской
государственной консерватории на Театральной площади,
напротив современного здания Мариинского театра. В своей опере
Глинка показал красоту и напевность русского языка,
положив начало великой оперной традиции. Вокальные партии
в «Руслане и Людмиле» демонстрируют пример
так называемого «русского бельканто».
В наши дни «Руслан и Людмила» идёт в Мариинском театре
в постановке, осуществлённой совместно с Оперным театром
Сан-Франциско, спектакль был постановлен художественным руководителем
театра, знаменитым иранским режиссёром
Лотфи Мансури в 1994 году. В постановке
были возобновлены декорации и костюмы Александра Головина
и Константина Коровина к спектаклю 1904 года,
а также использована хореография Михаила Фокина
к спектаклю 1917 года. Эта классическая постановка
передаёт сказочность сюжета пушкинской поэмы.
Николай Римский-Корсаков «Золотой петушок»
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 1 февраля, 19:00
В воскресенье, 1 февраля
на новой сцене Мариинского театра ( Мариинский-2)
состоится пятое представление премьеры нынешнего сезона —
новой постановки оперы Николая Римского-Корсакова
«Золотой петушок». Над спектаклем работала
команда во главе с Анной Матисон
(она выступила одновременно как режиссёр-постановщик,
художник-постановщик и художник по костюмам).
Последняя опера Римского-Корсакова, сочинение излюбленного
композитором сказочного жанра, написанное по одноимённой
сказке Александра Пушкина, —
по богатству красок, яркости звуковой палитры,
мудрой изобретательности и гармонической уравновешенности
всех элементов «Золотой петушок» является
одним из наивысших достижений Римского-Корсакова.
|