Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 13 октября 2014 г.
Общее количество экземпляров: 120031
Мариинский театр
232-й сезон
С начала сезона в репетиционных залах Мариинского театра полным ходом идут репетиции новой постановки оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». С артистами работает французский режиссёр Ален Маратра. Этот выпуск информационного письма рассказывает о предстоящей премьере, которая состоится на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в конце октября, а также о некоторых событиях следующей недели.

Из актуального на этой неделе: 14 и 15 октября на сцене Мариинского театра состоятся гастроли Пекинской оперы (спектакли «Легенда о Белой Змее» и «Му Гуйин принимает командование»), 15 октября на сцене Мариинского-2 будет впервые представлена опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», 15 и 16 октября на сцене Концертного зала состоятся первые в нынешнем сезоне представления оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь».

В Японии продолжаются гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева. Музыканты уже выступили с концертами в Кумамото (9 октября), Фукуоке (10 октября), Осаке (11 октября) и Канадзаве (12 октября), а вчера вечером прибыли в Токио. На этой неделе будут сыграны ещё пять концертов в Японии: завтра и послезавтра — на сцене знаменитого токийского Сантори-холла, в четверг — в Нагое, в пятницу — снова в Токио, уже на сцене Эн-Эйч-Кей Холла (NHK Hall), где будет исполнена опера Рихарда Штрауса «Саломея», а завершится гастрольный тур в субботу концертом в Токородзаве.

Желаем хорошей недели и приятного настроения!
700px
Премьера
Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»
Постановка Алена Маратра
Хэштег: #Barbiere2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 29 октября, 19:00
Четверг, 30 октября, 19:00
Среда, 5 ноября, 19:00
Суббота, 8 ноября, 19:00
Первой премьерой текущего сезона станет новая постановка оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», которую готовит команда во главе с французским режиссёром Аленом Маратра. Премьерные спектакли состоятся на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в среду, 29 октября, четверг, 30 октября, среду, 5 ноября и субботу, 8 ноября.

По сей день «Севильский цирюльник» остаётся непревзойдённым образцом оперы-буффа, то есть итальянской комической оперы. Написав это произведение, Россини утратил интерес к буффонному жанру (из последующих его шестнадцати опер лишь три имеют комический характер), да и другие композиторы обращались к нему крайне редко. Стремительная динамика сценического действия и обилие комических положений — характерные черты оперы-буффа — присущи «Севильскому цирюльнику». Герои оперы и её сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.

Предстоящая премьера станет восьмой постановкой «Севильского цирюльника» Россини в Мариинском театре (следует отметить, что в 1782 году, то есть за 34 года до премьеры оперы Россини, специально для Петербурга оперу с таким же названием на сюжет комедии Бомарше написал итальянский композитор Джованни Паизиелло, в течение двенадцати лет служивший при дворе Екатерины II в качестве капельмейстера и инспектора итальянской оперы). Опера Россини ставилась в Мариинском театре в 1882, 1912, 1924, 1940, 1958, 1996 и 2009 годах (последняя постановка — на сцене Концертного зала Мариинского театра).

Для Алена Маратра «Севильский цирюльник» станет его четвёртой работой в Мариинском театре — в репертуаре театра живут и регулярно исполняются его постановки «Путешествия в Реймс» Россини (2005 г.), «Любви к трём апельсинам» Прокофьева (2007 г.) и «Волшебной флейты» Моцарта (2007 г., спектакль идёт на сцене Концертного зала Мариинского театра). В «Севильском цирюльнике» режиссёр выступит также в качестве художника-постановщика. В постановках Алена Маратра действие разворачивается не только на сцене, но и в пространстве зрительного зала. Его спектакли интерактивны — артисты взаимодействуют со зрителями, что привносит элемент неожиданности и творческой импровизации, ещё до начала представления вовлекая зрителей в захватывающую стихию театра.

Яркие, стильные, во всех смыслах оригинальные костюмы разрабатывает швейцарский дизайнер Мирей Дессанжи. Над дизайном головных уборов, которые вне всякого сомнения обратят на себя внимание практически каждого зрителя, работает Грегория Ресио. Необычными элементами сценического реквизита станут куклы, создаваемые Стефаном Клеманом — художественным руководителем труппы «Альбедо», специализирующейся на постановках зрелищных, юмористических и интерактивных спектаклей, где театральное смешивается с реальным и вторгается в бытовую жизнь зрителя.
700px
Произведения Сергея Прокофьева в Мариинском театре
Балет «Золушка»
Мариинский-2 (новая сцена)
Пятница, 17 октября, 19:30
Оратория «Иван Грозный»
Концертный зал Мариинского театра
Понедельник, 20 октября, 19:00
Опера «Обручение в монастыре»
Мариинский театр
Вторник, 21 октября, 19:00
Опера «Семён Котко»
Мариинский-2 (новая сцена)
Вторник, 11 ноября, 19:00
Балет «Ромео и Джульетта»
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 12 ноября, 19:30
Четверг, 13 ноября, 19:30
Суббота, 22 ноября, 19:30
Опера «Игрок»
Мариинский-2 (новая сцена)
Пятница, 14 ноября, 19:00
Опера «Война и мир»
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 16 ноября, 19:00
В минувшие выходные на сцене Мариинского театра была представлена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». В октябре-ноябре на сценах Мариинского театра будут исполнены и другие сценические произведения Прокофьева. Музыка Прокофьева будет звучать в концертах артистов оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского театра на предстоящих гастролях в Австрии, Германии, Великобритании, Китае и Италии. На сегодняшний день Мариинский театр — единственный в мире музыкальный коллектив, в репертуаре которого творчество Прокофьева представлено столь широко и разносторонне.
В понедельник, 20 октября в Концертном зале Мариинского театра хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением главного хормейстера Андрея Петренко исполнит ораторию «Иван Грозный». В сольных партиях будут заняты меццо-сопрано Екатерина Сергеева и бас Михаил Петренко.

«Иван Грозный» — одна из вершин творчества Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Создание этой музыки началось в 1942 году. Многолетнее сотрудничество композитора и кинорежиссёра оказалось исключительно плодотворным. В 1946 году первая серия «Ивана Грозного» была удостоена Сталинской премии. Однако трёхсерийная киноэпопея о жизни Ивана Грозного так и не была закончена. После запрета второй серии постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года работа над фильмом прекратилась. Третья серия сохранилась только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.

Киномузыка Прокофьева вышла далеко за пределы чисто «прикладной». Она неоднократно использовалась композитором как материал для создания самостоятельных концертных произведений. Оратория «Иван Грозный» является произведением для чтеца, солистов, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил именно киномузыку — набор фрагментов, которые не объединены в одно целое. К тому же эпизоды, сочинённые Прокофьевым, перемежаются в фильме аранжировками и цитатами чужой музыки (прежде всего, литургической). Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич (под управлением которого музыка Прокофьева была записана в фильме Эйзенштейна) создал ораторию «Иван Грозный». Он дополнил произведение партией чтеца, которая является своеобразным драматургическим стержнем, объединяющим множество разнохарактерных эпизодов оратории.
В пятницу, 17 октября, на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлен балет «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского (2002 г.). В августе спектакль был восторженно принят зрителями на гастролях Мариинского балета в Лондоне.
Во вторник, 21 октября на сцене Мариинского театра будет представлена лирико-комическая опера «Обручение в монастыре». Её премьера состоялась на сцене Мариинского театра (Театра оперы и балета им. С.М.Кирова) в 1946 году. В опере, написанной по мотивам комической пьесы «Дуэнья» Ричарда Шеридана, никто из героев не умирает (редкий случай!), и всё заканчивается счастливой развязкой. Наряду с меткостью остроумных комедийных зарисовок большое место в ней занимает утверждение светлых чувств молодых влюблённых. Прокофьев значительно усилил лирическое содержание пьесы — воображение композитора дорисовало поэтический фон развития любовной интриги: ночной карнавал, набережную Севильи, заброшенный женский монастырь. С 1996 года «Обручение в монастыре» идёт в Мариинском театре в постановке Владислава Пази. Со дня премьеры опера была представлена на сцене Мариинского театра 170 раз, из них 30 раз — в постановке 1996 года.
Прокофьевская серия продолжится в ноябре спектаклями на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) — будут представлены балет «Ромео и Джульетта» (12, 13 и 22 ноября), оперы «Семён Котко» (11 ноября), «Игрок» (14 ноября) и «Война и мир» (16 ноября).
Оперными спектаклями «Обручение в монастыре», «Игрок» и «Война и мир» будет дирижировать Валерий Гергиев, одним из важных направлений творческой деятельности которого является пропаганда творчества Прокофьева. Под его руководством артистами Мариинского театра были заново открыты многие забытые и никогда не исполнявшиеся шедевры композитора. В планах Мариинского театра — возобновление балета «Каменный цветок» в хореографии Юрия Григоровича.
340px
Сольный концерт
Михаил Яновицкий (фортепиано)
Концертный зал Мариинского театра
Вторник, 21 октября, 19:00
Во вторник, 21 октября с сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра выступит пианист Михаил Яновицкий. Музыкант сыграет сочинения Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса и Пауля Хиндемита. Родившийся в Ленинграде Михаил Яновицкий — ученик легендарной Марины Вениаминовны Вольф. Его первые выступления с оркестрами — Ленинградским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Московской филармонии и Заслуженным коллективом России Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии — состоялись в 1980-е годы. В начале 90-х пианист эмигрировал в США, но регулярно выступает в России.
340px
Вечер камерной музыки
Александр Бузлов (виолончель)
Максим Могилевский (фортепиано)
Игорь Фёдоров (кларнет)
Концертный зал Мариинского театра
Среда, 22 октября, 19:00
В среду, 22 октября в Концертном зале Мариинского театра виолончелист Александр Бузлов, пианист Максим Могилевский и кларнетист Игорь Фёдоров исполнят сочинения композиторов-романтиков: «Фантастические пьесы» (пьесы-фантазии) для кларнета и фортепиано Роберта Шумана и Трио для виолончели, кларнета и фортепиано Иоганнеса Брамса, а также ранние произведения Сергея Рахманинова — Вокализ и Сонату для виолончели и фортепиано, написанные под влиянием традиций позднего романтизма.
Премьера 231-го сезона
Гектор Берлиоз «Троянцы»
Постановка Янниса Коккоса
Хэштег: #LesTroyens2014
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 22 октября, 18:00
В среду, 22 октября на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлена эпическая оперная дилогия Гектора Берлиоза «Троянцы» в постановке Янниса Коккоса. Премьера этого спектакля состоялась в мае этого года, она открыла 22-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». В августе коллектив Мариинского театра показал «Троянцев» на престижном Эдинбургском международном фестивале.

Либретто оперы было написано самим композитором по мотивам «Энеиды» Вергилия и состоит из двух логически взаимосвязанных частей: «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Несмотря на то что написание всего произведения заняло чуть менее двух лет, «Троянцев» Берлиоз рассматривал как «французскую национальную оперу» и дело всей своей жизни. При этом он стремился утвердить собственный идеал музыкальной драмы, отличающийся от идеала в представлении Вагнера. И хотя в глазах современников и Берлиоз, и Вагнер были яркими фигурами «новой музыки» и единомышленниками, однако в действительности они придерживались совершенно разных музыкальных воззрений. Тогда как Вагнер ставил во главу угла поэтическую составляющую оперной музыки, сама идея доминирования поэзии над музыкой для Берлиоза была кощунственной.

Постановка «Троянцев» является второй работой Янниса Коккоса в Мариинском театре. В качестве режиссёра, художника-постановщика и художника по костюмам он осуществил одну из самых успешных премьер 230-го сезона — постановку оперы Жюля Массне «Дон Кихот» (на исторической сцене Мариинского театра). В постановке «Троянцев» Коккос поставил целью обострить контрасты партитуры Берлиоза, дуализм частей и музыки оперы, в которой сложно переплетаются классицистские и романтические черты. Режиссёр трактует «Взятие Трои» в реминисцентном плане — это «фрагментарные воспоминания Энея», разворачивающиеся в сценическом пространстве сумрачного лабиринта. Вторая часть — «Троянцы в Карфагене» — носит документальный характер и происходит в режиме реального времени на фоне знойных пейзажей Северной Африки.
Концерт по заявкам аудитории
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 31 октября, 19:00
Мариинский театр продолжает инициативу, начало которой было положено в прошлом сезоне, — в последний вечер каждого месяца в Концертном зале Мариинского театра будут проходить концерты солистов оперы, программы которых будут составляться по результатам голосования слушателей на сайте Мариинского театра. Программу концерта, который пройдёт в пятницу, 31 октября, составят арии, дуэты, сцены и оркестровые фрагменты из двух опер (одной русской и одной западноевропейской), которые наберут наибольшее количество голосов. Перейдите на страницу концерта на сайте Мариинского театра и выберите по одной опере для каждого из двух отделений концерта. Имена солистов будут объявлены за несколько дней до начала концерта (они будут подобраны исходя из программы концерта). Солистам будет аккомпанировать Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Кристиана Кнаппа.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша октября
— Афиша ноября
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru