© Мариинский театр / Наташа Разина
Дмитрий Шостакович «Нос»
Мариинский-2 (новая сцена)
Вторник, 18 ноября, 19:00
Во вторник, 18 ноября
будет представлена опера Дмитрия Шостаковича «Нос» по одноимённой
повести Николая Гоголя. Бóльшую часть либретто
композитор написал самостоятельно. В первом акте лишь сцена пробуждения Ковалёва принадлежит Евгению Замятину.
Второй акт целиком написан Шостаковичем, а над третьим он работал совместно с молодыми литераторами
Александром Прейсом и Георгием Иониным. Костяк либретто составили реплики персонажей повести, для пущей
объёмности также был позаимствован материал из других произведений Гоголя (из «Шинели»,
«Женитьбы», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ» и др.),
кроме того, в опере звучит песенка Смердякова из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».
В либретто получил развёрнутую драматургическую интерпретацию ряд сцен, которые в повести упоминаются
мельком или описываются лишь словами автора.
Спектакль «Нос», поставленный в Мариинском театре в 2004 году режиссёром
Юрием Александровым и сценографом Зиновием Марголиным,
подчёркивает гротескный дух оперы и кинематографический характер действия.
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Родион Щедрин «Очарованный странник»
Мариинский-2 (новая сцена)
Пятница, 21 ноября, 19:00
В пятницу, 21 ноября
будет представлена опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» по одноимённой
повести Николая Лескова. В опере, первоначально задумывавшейся композитором для концертной
сцены, заняты три солиста (сопрано, тенор и бас), хор и оркестр. Мировая премьера сочинения состоялась в 2002 году
в Нью-Йорке под управлением Лорина Маазеля, а российская — пятью годами позднее
в Петербурге под управлением Валерия Гергиева.
По словам обозревателя издания «Время новостей», «Щедрин избегает традиционных оперных ходов.
Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты
звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых
тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блок-флейт и, как
всегда у Щедрина, блестящих ударных. Ещё изумило в „Страннике“ бесчисленное множество оттенков
тишины — истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам,
которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».
В 2008 году сценическую версию «Очарованного странника» создали режиссёр Алексей Степанюк
и художник Александр Орлов. Воспоминание Ивана Северьяновича Флягина, главного героя повести,
разыграно на подиуме креста, поросшего высоким сухостоем. Всё действо спектакля представляет собой сценически прожитую исповедь.
Персонажи просто и неспешно рассказывают историю своей жизни, тут же проигрывают различные её эпизоды,
переключаясь из одного в другой, но неизменно сохраняя эпическую интонацию даже в самых надрывно-напряжённых ситуациях.
|
© Мариинский театр / Наташа Разина
Клод Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 20 ноября, 19:00
В четверг, 20 ноября
будет представлена опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».
В истории музыкального театра эта лирическая драма (так озаглавлен жанр произведения) занимает особое место.
Это высшее завоевание импрессионизма в опере. Тончайшая звукопись раскрывает духовную жизнь человека.
Замысел произведения, его стиль и образы противопоставлены вагнеровской музыкальной драме, в частности
«Тристану и Изольде», с характерной для этой оперы подчёркнутой экспрессией и экстатичностью.
Внешнего действия в «Пеллеасе и Мелизанде» очень мало, как и в драме
Мориса Метерлинка, послужившей основой для оперы (текст пьесы сохранён, но несколько сжат).
Всё происходящее на сцене совершается как бы в глубине души героев, и только
отзвуки этого интенсивного процесса получают внешнее выражение.
В опере преобладает декламационное, речитативное начало, стремление воплотить живые интонации речи.
На музыке явственно сказывается воздействие Мусоргского, которого Дебюсси высоко ценил. Однако
«Пеллеас и Мелизанда» — произведение глубоко своеобразное, связанное
с национальной французской традицией романтической и лирической оперы. Уделяя большое внимание
вокалу, Дебюсси мастерски использует оркестр: он создаёт зыбкую и таинственную атмосферу
действия и досказывает то, что недоговорено героями.
История горестной любви Мелизанды и Пеллеаса, равно как и страдания ревнивого мужа-братоубийцы Голо
воплощены композитором с удивительной поэтической прелестью. Отсутствие внешнего драматизма и острой
конфликтности (такова сознательно поставленная автором задача) восполняется поэтической передачей настроения
и колорита, преимущественно сумеречного, просветляющегося лишь в эпизодах, воплощающих тему любви.
В опере, озвучивающей символистскую драму Метерлинка, нет привычных арий и ансамблей. Музыка
струится как бы непрерывным потоком. Произведение оказало заметное влияние на музыкальное искусство,
способствовав утончению средств выражения.
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Рихард Вагнер «Лоэнгрин»
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 23 ноября, 18:00
В воскресенье, 23 ноября
будет представлена опера «Лоэнгрин» — одна из наиболее цельных и совершенных
опер Рихарда Вагнера. В ней со всей полнотой раскрыты богатый душевный мир
и сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды,
воплощённых в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и тёмных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха фон Тельрамунда
и Ортруды. Музыка отличается поэтичностью и возвышенным одухотворенным лиризмом.
В славном своими вагнеровскими традициями Мариинском театре «Лоэнгрина» исполняли чаще всех остальных
произведений великого немецкого композитора — на сцене театра состоялось почти 300 представлений оперы.
Постановки осуществлялись в 1876, 1923, 1941, 1962 и 1999 годах. В апреле на сцене
Мариинского-2 была возобновлена постановка 1999 года.
|