Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 10 ноября 2014 г.
Общее количество экземпляров: 123809
Мариинский театр
232-й сезон
Завершились британские гастроли оперной труппы, хора и оркестра Мариинского театра. Начинаются гастроли балетной труппы Мариинского театра в Бразилии.

В течение ближайших двух недель на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлена поистине богатая оперная программа, включающая редко исполняемые оперы. На этой неделе будут показаны оперы Сергея Прокофьева «Семён Котко» (11 ноября), «Игрок» (14 ноября) и «Война и мир» (16 ноября) — о них можно почитать в предыдущем выпуске информационного письма. На следующей неделе на сцене Мариинского-2 будут представлены четыре оперы русских и западноевропейских композиторов — «Нос» (18 ноября), «Пеллеас и Мелизанда» (20 ноября), «Очарованный странник» (21 ноября) и «Лоэнгрин» (23 ноября). Оперные спектакли будут идти и на других сценах театра; из событий ближайших двух недель: в Мариинском театре — «Братья Карамазовы» Александра Смелкова (12 ноября), «Руслан и Людмила» Михаила Глинки (15 и 16 ноября), «Пиковая дама» (19 ноября) и «Евгений Онегин» Петра Чайковского (22 и 23 ноября); в Концертном зале — «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта (13 ноября) и «Аида» Джузеппе Верди (20 ноября).

Не менее интересной и не менее насыщенной в течение ближайших двух недель будет балетная и концертная жизнь театра. Подробную информацию обо всех мероприятиях можно найти в афише на сайте театра.

Желаем хорошей недели и приятного настроения!
700px
Оперные шедевры на сцене Мариинского-2
На следующей неделе на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будут представлены четыре оперных спектакля, каждый впервые в нынешнем сезоне, — «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, «Очарованный странник» Родиона Щедрина и «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Дмитрий Шостакович «Нос»
Мариинский-2 (новая сцена)
Вторник, 18 ноября, 19:00
Во вторник, 18 ноября будет представлена опера Дмитрия Шостаковича «Нос» по одноимённой повести Николая Гоголя. Бóльшую часть либретто композитор написал самостоятельно. В первом акте лишь сцена пробуждения Ковалёва принадлежит Евгению Замятину. Второй акт целиком написан Шостаковичем, а над третьим он работал совместно с молодыми литераторами Александром Прейсом и Георгием Иониным. Костяк либретто составили реплики персонажей повести, для пущей объёмности также был позаимствован материал из других произведений Гоголя (из «Шинели», «Женитьбы», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ» и др.), кроме того, в опере звучит песенка Смердякова из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». В либретто получил развёрнутую драматургическую интерпретацию ряд сцен, которые в повести упоминаются мельком или описываются лишь словами автора.

Спектакль «Нос», поставленный в Мариинском театре в 2004 году режиссёром Юрием Александровым и сценографом Зиновием Марголиным, подчёркивает гротескный дух оперы и кинематографический характер действия.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Родион Щедрин «Очарованный странник»
Мариинский-2 (новая сцена)
Пятница, 21 ноября, 19:00
В пятницу, 21 ноября будет представлена опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» по одноимённой повести Николая Лескова. В опере, первоначально задумывавшейся композитором для концертной сцены, заняты три солиста (сопрано, тенор и бас), хор и оркестр. Мировая премьера сочинения состоялась в 2002 году в Нью-Йорке под управлением Лорина Маазеля, а российская — пятью годами позднее в Петербурге под управлением Валерия Гергиева.

По словам обозревателя издания «Время новостей», «Щедрин избегает традиционных оперных ходов. Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блок-флейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Ещё изумило в „Страннике“ бесчисленное множество оттенков тишины — истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».

В 2008 году сценическую версию «Очарованного странника» создали режиссёр Алексей Степанюк и художник Александр Орлов. Воспоминание Ивана Северьяновича Флягина, главного героя повести, разыграно на подиуме креста, поросшего высоким сухостоем. Всё действо спектакля представляет собой сценически прожитую исповедь. Персонажи просто и неспешно рассказывают историю своей жизни, тут же проигрывают различные её эпизоды, переключаясь из одного в другой, но неизменно сохраняя эпическую интонацию даже в самых надрывно-напряжённых ситуациях.
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
Клод Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 20 ноября, 19:00
В четверг, 20 ноября будет представлена опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». В истории музыкального театра эта лирическая драма (так озаглавлен жанр произведения) занимает особое место. Это высшее завоевание импрессионизма в опере. Тончайшая звукопись раскрывает духовную жизнь человека. Замысел произведения, его стиль и образы противопоставлены вагнеровской музыкальной драме, в частности «Тристану и Изольде», с характерной для этой оперы подчёркнутой экспрессией и экстатичностью. Внешнего действия в «Пеллеасе и Мелизанде» очень мало, как и в драме Мориса Метерлинка, послужившей основой для оперы (текст пьесы сохранён, но несколько сжат). Всё происходящее на сцене совершается как бы в глубине души героев, и только отзвуки этого интенсивного процесса получают внешнее выражение.

В опере преобладает декламационное, речитативное начало, стремление воплотить живые интонации речи. На музыке явственно сказывается воздействие Мусоргского, которого Дебюсси высоко ценил. Однако «Пеллеас и Мелизанда» — произведение глубоко своеобразное, связанное с национальной французской традицией романтической и лирической оперы. Уделяя большое внимание вокалу, Дебюсси мастерски использует оркестр: он создаёт зыбкую и таинственную атмосферу действия и досказывает то, что недоговорено героями.

История горестной любви Мелизанды и Пеллеаса, равно как и страдания ревнивого мужа-братоубийцы Голо воплощены композитором с удивительной поэтической прелестью. Отсутствие внешнего драматизма и острой конфликтности (такова сознательно поставленная автором задача) восполняется поэтической передачей настроения и колорита, преимущественно сумеречного, просветляющегося лишь в эпизодах, воплощающих тему любви. В опере, озвучивающей символистскую драму Метерлинка, нет привычных арий и ансамблей. Музыка струится как бы непрерывным потоком. Произведение оказало заметное влияние на музыкальное искусство, способствовав утончению средств выражения.
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Рихард Вагнер «Лоэнгрин»
Мариинский-2 (новая сцена)
Воскресенье, 23 ноября, 18:00
В воскресенье, 23 ноября будет представлена опера «Лоэнгрин» — одна из наиболее цельных и совершенных опер Рихарда Вагнера. В ней со всей полнотой раскрыты богатый душевный мир и сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды, воплощённых в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и тёмных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха фон Тельрамунда и Ортруды. Музыка отличается поэтичностью и возвышенным одухотворенным лиризмом.

В славном своими вагнеровскими традициями Мариинском театре «Лоэнгрина» исполняли чаще всех остальных произведений великого немецкого композитора — на сцене театра состоялось почти 300 представлений оперы. Постановки осуществлялись в 1876, 1923, 1941, 1962 и 1999 годах. В апреле на сцене Мариинского-2 была возобновлена постановка 1999 года.
Оперы Рихарда Вагнера в Мариинском театре
Завершились британские гастроли оперной труппы, хора и оркестра Мариинского театра. Под управлением Валерия Гергиева музыканты выступили в Кардиффе, Лондоне и Бирмингеме. Кульминацией гастрольного тура стали четыре вечера, в течение которых на сцене бирмингемского театра «Ипподром» был представлен оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в сценической версии, разработанной по концепции Валерия Гергиева и Георгия Цыпина. Бирмингем стал десятым городом, после Баден-Бадена, Москвы, Сеула, Токио, Коста-Месы, Кардиффа, Лас-Пальмаса, Нью-Йорка и Лондона, где коллектив Мариинского театра представил знаменитую вагнеровскую тетралогию. Первые две части цикла, оперы «Золото Рейна» и «Валькирия», также показывали на гастролях в Любляне и Астане.

В ближайшую субботу, 15 ноября, в Концертном зале Мариинского театра солисты оперы и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнят фрагменты из последних двух частей «Кольца нибелунга» — опер «Зигфрид» и «Гибель богов».

В сценической версии тетралогия «Кольцо нибелунга» вновь будет представлена в Петербурге, на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), в течение четырёх вечеров 4, 5, 7 и 8 марта 2015 года. Спектаклями будет дирижировать Валерий Гергиев.

Из других вагнеровских событий до конца 2014 года: в воскресенье, 23 ноября на сцене Мариинского-2 будет дана опера «Лоэнгрин», а в субботу, 20 декабря на исторической сцене Мариинского театра — «Летучий голландец».
340px
© Мариинский театр / Валентин Барановский
Гастроли в Бразилии
Балет Мариинского театра
Рио-де-Жанейро, Муниципальный театр
12−16 ноября
Сан-Паулу, Театр «Альфа»
19−23 ноября
В середине ноября пройдут гастроли балетной труппы Мариинского театра в Бразилии. Артисты выступят в двух крупнейших городах страны — Рио-де-Жанейро (с 12 по 16 ноября) и Сан-Паулу (с 19 по 23 ноября). Гастроли станут пятым визитом балетной труппы Мариинского театра в Бразилию. Предыдущий гастрольный тур проходил в 2011 году.

В обоих городах будет представлен балет «Корсар» в хореографии Петра Гусева на основе композиции Мариуса Петипа (четыре спектакля на сцене Муниципального театра Рио-де-Жанейро и пять спектаклей на сцене Театра «Альфа» в Сан-Паулу). Главные партии исполнят ведущие солисты, примы и премьеры Мариинского балета: Анастасия Колегова, Ульяна Лопаткина, Оксана Скорик и Кристина Шапран (Медора), Тимур Аскеров, Андрей Ермаков и Константин Зверев (Конрад), Кимин Ким и Владимир Шкляров (Али), Ислом Баймурадов и Юрий Смекалов (Бирбанто).

В завершение выступлений в каждом из городов артисты представят большую гала-программу, в составе которой будет показан балет Михаила Фокина «Шопениана» и его хореографические миниатюры «Видение розы» и «Умирающий лебедь», а также дивертисмент, включающий «белое адажио» из балета «Лебединое озеро», номер «Расставание» Юрия Смекалова, миниатюры «Балет 101» Эрика Готье и «Русская» Владимира Васильева, Grand pas из балета «Дон Кихот» и Pas de deux «Диана и Актеон».
340px
© Мариинский театр / Наташа Разина
340px
© Blue Orchid Artist Management
Сольный концерт
Александр Гиндин (фортепиано)
Концертный зал Мариинского театра
Пятница, 21 ноября, 19:00
В пятницу, 21 ноября в Концертном зале Мариинского театра выступит пианист Александр Гиндин. В своём сольном концерте он представит обширную программу, составленную из музыкальных произведений различных эпох и жанров: это фортепианные обработки органного концерта Баха − Вивальди и сюиты Прокофьева «Петя и волк», и листовские обработки песен Шуберта, и рахманиновские обработки сочинений Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского, а также фортепианная соната самого Рахманинова. Такая программа порадует уши меломанов с самым изысканным вкусом.

По единодушному признанию критиков и любителей музыки, Александр Гиндин является одним из самых талантливых и самобытных пианистов наших дней. В 1994 году, в семнадцатилетнем возрасте, ещё до поступления в консерваторию, он стал самым юным лауреатом Международного конкурса им. П.И.Чайковского в Москве и одним из самых востребованных исполнителей своего поколения.
340px
© Céline Nieszawer, Marco Borggreve
Вечер камерной музыки
Ксавье Филлипс (виолончель)
Игорь Четуев (фортепиано)
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 23 ноября, 19:00
В воскресенье, 23 ноября в Концертном зале Мариинского театра выступят виолончелист Ксавье Филлипс и пианист Игорь Четуев. Они сыграют сонаты для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена, Бенджамина Бриттена и Сергея Рахманинова.

Карьера профессионального виолончелиста Ксавье Филлипса продолжается уже более двадцати пяти лет. Победитель многочисленных международных конкурсов, ученик легендарного Мстислава Ростроповича, график его выступлений расписан на несколько лет вперёд. Музыкант уделяет равное внимание как игре с симфоническими оркестрами, так и исполнению камерной музыки. Ксавье Филлипс играет на виолончели 1710 года работы Маттео Гофриллера.

В игре Игоря Четуева музыкальные критики отмечают «подлинную страсть», «чёткий средний диапазон», «кристально чистые высокие ноты» и «хорошо различимые басы» в сочетании с «яркой личностью исполнителя». Пианист неоднократно выступал в Концертном зале Мариинского театра.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша ноября
— Афиша декабря
— Абонементы сезона 2014/15
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
— «Театральный урок в Мариинском»
Социальные сети
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru