Мариинский театр Информационное письмо
Понедельник, 8 июня 2015 г.
Общее количество экземпляров: 153959
Мариинский театр
232-й сезон
Сегодняшний выпуск информационного письма рассказывает о некоторых событиях второй половины июня. Всё ещё актуальны события, перечисленные в предыдущем выпуске.

Желаем хорошей недели!
700px
Премьера
Верди «Травиата»
Опера в трёх действиях
Постановка Клаудии Шолти, декорации и костюмы Изабеллы Байвотер
Хэштег: #LaTraviata2015
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 17 июня, 19:00
Четверг, 18 июня, 19:00
Воскресенье, 21 июня, 18:00
Вторник, 7 июля, 19:00
Вторник, 28 июля, 19:00
В среду, 17 июня на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) будет представлена последняя премьера нынешнего сезона — новая постановка оперы Верди «Травиата», которую готовят режиссёр Клаудиа Шолти и художник Изабелла Байвотер. Спектакль будет показан также в четверг, 18 июня, воскресенье, 21 июня, вторник, 7 июля и вторник, 28 июля.

Опера «Травиата» знаменита тем, что в ней Верди впервые обратился не к романтическим событиям прошлого, а к сюжету современному и даже скандальному. Для того времени сюжет был настолько смелым, что цензура долгое время не допускала невероятно популярный роман «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына к постановке на сцене. По свидетельству издателя и друга Верди Леона Эскудье, «Верди однажды присутствовал на представлении “Дамы с камелиями”, сюжет его поразил, и он ощутил трепет струн своей лиры». Композитор особенно настаивал на «современной постановке» своей оперы. Премьера «Травиаты» состоялась в 1853 году в театре Ла Фениче в Венеции, и хотя оперу ожидал не самый тёплый прием, она была неплохо встречена критикой. Лишь год спустя, когда «Травиата» была показана в другом венецианском театре — Сан-Бенедетто в более привычных для публики костюмах XVIII века — опера была встречена с огромным энтузиазмом. Так началось её триумфальное шествие по оперным театрам мира.

Для Клаудии Шолти и Изабеллы Байвотер новая постановка «Травиаты» станет второй совместной работой в Мариинском театре — в 2011 году на сцене Концертного зала Мариинского театра они поставили оперу Бриттена «Сон в летнюю ночь». Спектакль сразу завоевал признание зрителей, став фаворитом театрального сезона. А в 2013 году Изабелла Байвотер выступила в двойном качестве режиссёра и художника-постановщика, представив на сцене Мариинского театра новую сценическую версию оперы Гуно «Фауст».

В новой постановке «Травиаты» режиссёр и художник хотят показать все комнаты в апартаментах главной героини Виолетты Валери. По мнению Клаудии Шолти, в этой опере, помимо всего прочего, очень важен антураж: «В постановке есть элемент вуайеризма, присутствующий в романе: только заглянув к Виолетте домой можно понять, как живут эти люди — не только в парадной обстановке, а в разных ситуациях». Рассказывая о режиссуре спектакля, она замечает: «Поведение героев будет современным, но выглядеть они будут несовременно, так что в итоге получится моё любимое смешение стилей. Я хочу, чтобы спектакль был красивым, поэтому не собираюсь ставить его в современных декорациях. Все параллели и так очевидны, вовсе незачем переносить действие в наше время». Для Клаудии Шолти важно, что герои оперы молоды (многих из них будут исполнять солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра): «К сожалению, партии главных героев зачастую исполняются артистами в возрасте, поэтому история любви Виолетты и Альфреда преподносится чересчур приглаженно, рафинированно — якобы сто пятьдесят лет назад все были чрезвычайно воспитанными и вежливыми. Я же хочу показать живых людей из плоти и крови, переполненных ощущениями юности, страсти, которые проводят свои дни в череде праздников и развлечений. Эти люди не будут чинно сидеть и пить чай, их жизнь — скорее нечто в стиле sex, drugs, rock and roll».

Режиссёр и художник задумали сделать красивый спектакль, с красивыми декорациями и костюмами. Художник-постановщик Изабелла Байвотер (она также выступает в качестве художника по костюмам) говорит: «Мы решили поместить действие оперы примерно в то время, когда она была написана. Но сценография не полностью ему соответствует, хотя определенная взаимосвязь с эпохой, конечно, присутствует. В костюмах прослеживается влияние моды 1850-х, 1890-х, 1950-х годов и даже нашего времени. Общая атмосфера постановки — гедонистическая, беззаботная, чувственная». Доминантой сценографии новой постановки «Травиаты» будет карусель, в виде которой представлена анфилада комнат в апартаментах Виолетты. Такое сценическое решение находится в соответствии с замыслом режиссёра. Изабелла Байвотер замечает: «Перемена места действия происходит благодаря вращению карусели, напоминающему смену кадров в кинематографе. Это решение делает постановку красочной, разнообразной и в то же время очень домашней: в таких декорациях герои имеют возможность уединиться вдали от гостей (хора), как на настоящем балу. А зрители могут заглянуть в чужую жизнь через ярко освещённые окна. Кроме того, этот образ обладает выраженным символическим значением: жизнь Виолетты подобна карусели. На глазах у публики она кружится в водовороте развлечений, балов, любовных утех и денег. Наслаждается мгновениями, расплачиваясь жизнью. Конечно, как особа, живущая на содержании, она должна выполнять свои обязательства, но вознаграждение за них прельщает её, а постоянные удовольствия помогают забыть об одиночестве».

Главные партии в новой постановке «Травиаты» готовят Екатерина Гончарова, Наталья Павлова, Оксана Шилова (Виолетта Валери), Евгений Ахмедов, Дмитрий Воропаев, Илья Селиванов, Сергей Скороходов (Альфред Жермон), Роман Бурденко, Виктор Коротич, Алексей Марков, Ярослав Петряник, Владислав Сулимский (Жорж Жермон).
XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского
Москва, Санкт-Петербург
15 июня ... 3 июля 2015 г.
В следующий понедельник откроется XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Он будет проходить с 15 июня по 3 июля, в Москве пройдут прослушивания по специальностям «фортепиано» и «скрипка», в Петербурге — по специальностям «виолончель» и «сольное пение». Прослушивания по специальности «сольное пение» будут проходить на сценических площадках Мариинского театра: в Зале Мусоргского в Мариинском-2 пройдут жеребьёвка (21 июня), прослушивания Первого тура (23, 24 и 25 июня) и прослушивания Второго тура (27 и 28 июня), в Концертном зале Мариинского театра пройдут прослушивания Третьего тура (30 июня). На сцене Мариинского-2 состоится гала-концерт лауреатов конкурса (3 июля).

Прослушивания всех туров по всем специальностям, а также торжественное открытие конкурса (Москва, 15 июня), церемония награждения победителей (Москва, 1 июля) и заключительные гала-концерты (Москва, 2 июля и Санкт-Петербург, 3 июля) будут транслироваться на сайте http://tch15.ru/ в режиме реального времени, бесплатно, благодаря поддержке канала medici.tv — официального партнёра интернет-трансляций XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Ольга Бородина
Сольный концерт
При участии Татьяны Сержан
Партия фортепиано – Дмитрий Ефимов
Хэштег: #чайковский175
Концертный зал Мариинского театра
Четверг, 18 июня, 19:00
В четверг, 18 июня в Концертном зале Мариинского театра выступит ведущая солистка оперной труппы Мариинского театра меццо-сопрано Ольга Бородина. В её сольном концерте примет участие сопрано Татьяна Сержан. В программе концерта — произведения Чайковского — романсы, сцены из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фрагмент из кантаты «Москва». Аккомпанировать на фортепиано будет концертмейстер Мариинского театра Дмитрий Ефимов.

Народная артистка России, обладательница многочисленных премий, среди которых Государственная премия Российской Федерации и премия «Грэмми» в номинации «Лучший классический альбом» — лишь некоторые звания и награды, которыми отмечен вклад Ольги Бородиной в сокровищницу мирового вокального искусства. В нынешнем сезоне она также выйдет на сцену Мариинского театра в партии Марфы в опере Мусоргского «Хованщина» (29 июня).
340px
© Karin Cooper
700px
© Мариинский театр / Валентин Барановский, Наташа Разина
Произведения Родиона Щедрина в Мариинском театре
Балет «Конёк-Горбунок»
Мариинский-2 (новая сцена)
Среда, 10 июня, 19:30
Четверг, 11 июня, 19:30
Балет «Анна Каренина»
Мариинский-2 (новая сцена)
Пятница, 19 июня, 19:00
Опера «Боярыня Морозова»
Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 21 июня, 20:00
Опера «Левша»
Мариинский-2 (новая сцена)
Понедельник, 22 июня, 20:00
В июне на сценах Мариинского театра будут представлены несколько произведений Родиона Щедрина. С Мариинским театром композитора связывают давние и плодотворные отношения — в репертуаре театра присутствуют и регулярно исполняются его балеты и оперы; Валерий Гергиев часто включает произведения Щедрина в программы своих концертов, под его управлением были записаны несколько сочинений; именем композитора назван один из камерных залов новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2).

В среду, 10 июня и четверг, 11 июня на сцене Мариинского-2 будет показан балет «Конёк-Горбунок». Этот балет, написанный в конце 1950-х годов, когда Щедрин был ещё студентом консерватории, стал театральным дебютом композитора и принёс, по его словам, «неземную Жар-птицу — Майю Плисецкую» (знаменитая балерина Майя Плисецкая, ставшая супругой Родиона Щедрина в 1958 году, исполняла партию Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» в Большом театре в 1960-е годы). В 2009 году в Мариинском театре балет поставил Алексей Ратманский. Придуманная им хореография дурашлива и проникновенна, гротескна и рациональна. Хореографическое повествование движется легко и непринуждённо. Каждого персонажа балетмейстер наделил запоминающимися пластическими характеристиками.

В пятницу, 19 июня на сцене Мариинского-2 будет показан балет «Анна Каренина». Идея создания балета на сюжет романа Льва Толстого появилась у Майи Плисецкой ещё в 1967 году, когда она снималась в художественном фильме режиссёра Александра Зархи «Анна Каренина» (музыку к фильму написал Щедрин). Премьера балета состоялась в Большом театре в 1972 году. В 2004 году в Копенгагене новую постановку балета осуществил Алексей Ратманский. Эта двухактная версия обрела популярность и была перенесена на сцены нескольких театров мира. В репертуаре Мариинского театра спектакль появился в 2010 году. Его хореографический текст точно следует замыслу романа, а основную драматургическую нагрузку несёт образ Анны.

В воскресенье, 21 июня в Концертном зале Мариинского театра будет исполнена опера «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой» — «русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных»). Премьера оперы состоялась в 2006 году, идея её создания обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра — «Страстями» Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора и как соучастника действия, и как комментатора, свидетеля. Коллектив Мариинского театра впервые обратился к этому сочинению в июне прошлого года.

В понедельник, 22 июня на сцене Мариинского-2 будет представлена опера «Левша». Сочинение по одноимённой повести Николая Лескова было написано по заказу Мариинского театра к открытию новой сцены и 60-летию Валерия Гергиева. Мировая премьера оперы в концертном исполнении состоялась в июне позапрошлого года. Премьера постановки в режиссуре Алексея Степанюка и декорациях Александра Орлова состоялась месяцем позже. По словам композитора, в главном герое его оперы сфокусированы «важнейшие и типичнейшие черты русского национального характера: самобытная одарённость, смекалка, самоирония, безразличие к человеческой жизни, пагубная страсть к алкоголю», а в самом сочинении происходит «художественное противопоставление двух форм бытия — рациональной британской и иррациональной русской». В спектакле выступит премьерный состав исполнителей главных партий. Дирижировать будет Валерий Гергиев.
Основные ссылки
— Официальный сайт
— Афиша июня
— Афиша июля
— Афиша августа
— Абонементы №№ 1−50 сезона 2015/16
— Абонементы №№ 51−74 сезона 2015/16
— Цикл «Пикколо в Мариинском»
— Цикл «Музыка песчаных сказок»
— Проект «Театральный урок в Мариинском»
— Медиа-сайт (mariinsky.tv)
— Радио-сайт (mariinsky.fm)
— Лейбл Мариинского театра (аудио– и видеозаписи)
— Информационные письма: индекс
Социальные сети
ИнстаграмИнстаграм
ВКонтактеВКонтакте
FacebookFacebook
FacebookFacebook: балет
FacebookFacebook: опера
FacebookFacebook: оркестр
FacebookFacebook: хор
TwitterТвиттер (на русском)
TwitterТвиттер (на английском)
YouTubeYouTube
FlickrFlickr
SoundCloudSoundCloud
PinterestPinterest
iTunesiTunes Russia
Контактная информация
— Мариинский театр: Театральная пл., 1
— Мариинский-2 (новая сцена): ул. Декабристов, 34
— Концертный зал: ул. Декабристов, 37
ТелефонТелефон: +7 (812) 326-41-41
Электронная почтаЭлектронная почта: marketing@mariinsky.ru