![]() © Анастасия Алеева
Перенос спектакля на сцену Мариинского театра
Николай Постановка Ольги Маликовой (2008 г.) Мариинский театр Среда, 17 декабря, 19:00 Четверг, 18 декабря, 19:00 Понедельник, 29 декабря, 18:00 Вторник, 6 января, 19:00 Среда, 7 января, 11:30 Вторник, 13 января, 19:00
17,
18 и 29 декабря,
6,
7 и 13 января
на сцене Мариинского театра будет представлена опера
Николая Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» —
на историческую сцену театра будет перенесена постановка Ольги Маликовой,
созданная для Концертного зала Мариинского театра в 2008 году.
Либретто оперы по одноимённой повести Николая Гоголя
из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» было написано самим
композитором, в подзаголовке указан жанр «быль-колядка». Опера
носит сказочно-фантастический характер, а её музыка пронизана
песенностью, связанной со старинными народными обрядами. Её фантастические
моменты сочетаются с тонкой лирикой и сочным изображением сельского быта.
Оставляя главные сюжетные линии повести, Римский-Корсаков обильно дополнил их сценами и персонажами, которых нет у Гоголя. Все предыдущие оперы: «Снегурочка», «Млада» и «Майская ночь», возможно, предваряли появление в новом произведении действующих лиц из полуязыческих обрядов, сохранившихся в христианских празднествах Рождественской ночи: Чёрт, Ведьма (Солоха) и Колдун (Пацюк), Коляда и Овсень, звёзды и бесовщина. Так гоголевский сюжет оказался связан со стародавними языческими поверьями. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков отмечал: «... Либретто моё, с одной стороны, точно придерживавшееся Гоголя, не исключая даже его языка и выражений, с другой стороны, заключало в своей фантастической части много постороннего, навязанного мною. Для меня и желающих вникнуть и понять меня эта связь была ясна; для публики впоследствии она оказалась совершенно непонятной, ненужной и даже весьма мешающей. Моё увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки». Премьера «Ночи перед Рождеством», пятой оперы Римского-Корсакова, как и премьеры четырёх предыдущих, состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1895 году. Первой исполнительницей партии Оксаны была сопрано Евгения Мравина (Евгения Константиновна Мравинская), тётка впоследствии знаменитого дирижёра Евгения Александровича Мравинского. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Фрагмент портрета Николая
Оперы Николая
Премьера:
«Золотой петушок»
Четверг, 25 декабря, 19:30 Пятница, 26 декабря, 19:00 Суббота, 27 декабря, 12:00 Суббота, 3 января, 19:00 «Сказка о царе Салтане»
Мариинский театр Воскресенье, 28 декабря, 11:30 Суббота, 24 января, 19:00 Воскресенье, 25 января, 11:30 «Садко»
Мариинский театр Воскресенье, 4 января, 19:00
Помимо «Ночи перед Рождеством», в декабре-январе будут представлены ещё несколько опер Римского-Корсакова на сказочные сюжеты.
25, 26, 27 декабря и 3 января на новой сцене Мариинского театра ( 28 декабря, 24 и 25 января на сцене Мариинского театра будет показана опера «Сказка о царе Салтане». Солнечная, полная лёгкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Александра Пушкина. Она относится к излюбленному Римским-Корсаковым сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Музыка, насыщенная мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок, течёт легко и непринужденно. Значительную роль в опере играют органически включенные в сценическое действие симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. С 2005 года опера идёт в постановке Александра Петрова. Декорации к этому спектаклю разработаны по мотивам эскизов Ивана Билибина к постановке 1937 года. 4 января на сцене Мариинского театра будет исполнена опера «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Её либретто было написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника «Народные русские сказки» Александра Афанасьева. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами. С 1993 года опера идёт в постановке Алексея Степанюка. Декорации написаны по эскизам Константина Коровина к постановке 1920 года. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]()
Ольга Бородина
Мариинский театр
Вторник, 9 декабря, 19:00 Среда, 24 декабря, 18:00 Концертный зал Мариинского театра
Воскресенье, 21 декабря, 20:00 Суббота, 27 декабря, 19:30
В нескольких декабрьских спектаклях и концертах выступит ведущая
солистка оперной труппы Мариинского театра меццо-сопрано Ольга Бородина.
Она выйдет на сцену в сценических версиях опер Модеста Мусоргского,
а также исполнит сольные партии в шедеврах французской музыкальной литературы.
На сцене Мариинского театра Ольга Бородина выступит в партии Марины Мнишек
в «Борисе Годунове»
(9 декабря)
и Марфы в «Хованщине»
(24 декабря).
На сцене Концертного зала Мариинского театра она исполнит сольную партию
в драматической симфонии Гектора Берлиоза «Ромео и Юлия»
(21 декабря),
а на новой сцене Мариинского театра (
В ноябре Ольга Бородина выступала в нью-йоркском театре Метрополитен-опера, где исполняла партию Амнерис в серии представлений оперы Джузеппе Верди «Аида». Она регулярно выступает на сцене этого театра — со дня своего дебюта в декабре 1997 года Ольга Владимировна выходила на прославленную сцену почти 150 раз в партиях двенадцати оперных героинь. |
![]()
Евгений Никитин
Мариинский театр
Вторник, 9 декабря, 19:00 Суббота, 20 декабря, 19:00 Среда, 24 декабря, 18:00 Вторник, 30 декабря, 19:00
В нескольких декабрьских спектаклях выступит ведущий
солист оперной труппы Мариинского театра бас-баритон Евгений Никитин.
Он трижды выйдет на историческую сцену Мариинского театра:
в партии Рангони в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского
(9 декабря),
в заглавной партии в «Летучем голландце» Рихарда Вагнера
(20 декабря)
и в партии Шакловитого в «Хованщине» Мусоргского
(24 декабря).
На новой сцене Мариинского театра (
В ноябре Евгений Никитин выступал на сцене Нидерландской оперы в Амстердаме, где исполнял партию Фридриха фон Тельрамунда в серии представлений «Лоэнгрина» Вагнера. В репертуаре певца вагнеровские партии занимают особое место. Помимо уже упомянутых партий Голландца и Тельрамунда, Евгений Никитин исполнял практически все основные вагнеровские партии, соответствующие его типу голоса: Генриха Птицелова в «Лоэнгрине», Вотана и Фазольта в «Золоте Рейна», Странника в «Зигфриде», Гунтера в «Гибели богов», Погнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Амфортаса и Клингзора в «Парсифале». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Георг Фридрих Гендель «Мессия»
Концертный зал Мариинского театра Четверг, 18 декабря, 19:00
В четверг, 18 декабря
в Концертном зале Мариинского театра солисты, хор
и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением
Андрея Петренко исполнят ораторию Георга Фридриха Генделя «Мессия».
Оратория «Мессия» не просто принадлежит к числу лучших произведений Генделя, но вот уже третье столетие считается его главным сочинением. Ещё современники выделили её среди других опусов немецкого мастера. Появившись на свет, когда интерес лондонцев к итальянским операм катастрофически падал, а интерес к английским ораториям стремительно рос, «Мессия» впервые прозвучала в апреле 1742 года в Дублине. В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз совершенствуя сочинение. Дам просили не надевать широких юбок, а джентльменов — приходить без шпаг, иначе залы не вмещали всех желающих. «Мессия» означает «Помазанник». Темой этой необычной оратории Гендель избрал историю Христа. Её либретто составлено из фрагментов Ветхого и Нового завета — в нём нет ни одного слова не из Библии. Кроме того, в отличие от всех прочих ораторий Генделя в «Мессии» нет персонажей, произведение максимально далеко отстоит от оперы. Оратория была написана Генделем всего за 23 дня. Несмотря на то, что композитор в это время находился в тяжелейших обстоятельствах, эти три недели он, видимо, провёл очень счастливо. Вдохновение его не покидало. «Мессия» — удивительно гармоничное сочинение. Солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии. Самое же удивительное в оратории — исходящая от музыки позитивная энергия. Говорить о радости, не повторяясь и всякий раз находя новые краски — редкий дар. |
Гектор Берлиоз «Ромео и Юлия»
Концертный зал Мариинского театра Воскресенье, 21 декабря, 20:00
В воскресенье, 21 декабря
в Концертном зале Мариинского театра солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского
театра под управлением Валерия Гергиева исполнят драматическую симфонию
«Ромео и Юлия» — одно из известных программных сочинений
Гектора Берлиоза, яркого представителя романтизма в музыке,
основоположника жанра романтической программной симфонии.
Трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» Берлиоз впервые увидел в сентябре 1827 года во время гастролей в Париже английской труппы. В роли Джульетты выступила Генриетта Смитсон, в которую Для драматической симфонии «Ромео и Юлия» (именно такое название этого произведения распространилось в России в XIX веке) Берлиоз выбрал ключевые сцены трагедии Шекспира, но акценты расставил очень индивидуально, как настоящий романтик. В предисловии к партитуре он объяснял, что пение, возникающее в начале, должно подготовить к восприятию последующих сцен, в которых страсти персонажей находят выражение в симфоническом оркестре. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|